Александр Лукашенко видит несколько сценариев войны против Беларуси. Об этом он заявил в ходе совещания, посвященного оборонному заказу. Попробуем проанализировать возможные угрозы. С кем же теоретически может воевать Беларусь?
Конкретные сценарии гипотетических боевых действий на беларусской территории в ходе совещания названы не были. Однако Лукашенко отметил: «Вот представьте — агрессия. Как она будет совершаться? С западной или южной территории? Мы несколько сценариев видим».
Насколько вероятны такие сценарии? Представить себе нападение Украины на Беларусь довольно сложно. Даже в случае безоговорочной победы нашей южной соседки над армией России. Если, конечно, всерьез не рассматривать версию об «обезумевшем киевском режиме» и о том, «если бы за шесть часов до операции не был нанесен превентивный удар…».
Украина и так ослаблена идущей войной. Ей придется бросить все силы на восстановление разрушенной экономики, городов и инфраструктуры. Украинское руководство и так прикладывало максимум усилий для того, чтобы Беларусь не вступила в войну полномасштабно, отправив воевать свою армию.
К тому же такую агрессию со стороны Украины вряд ли поддержат ее союзники. Одно дело война оборонительная, война за освобождение захваченных российской армией территорий. Совсем другое – нападение на соседнее государство. Новая масштабная война в центре Европы не нужна ни НАТО, ни США. Мир и так понес значительные убытки в результате российской агрессии. Так что, решись даже Украина на войну с Беларусью, она лишится необходимой военной и политической поддержки. А без этого рассчитывать на успех будет крайне сложно. Поэтому, несмотря на украинские обиды на беларусскую власть, война с юга практически невероятна.
Возьмем западные границы Беларуси. Лукашенко заявил, что беспокоится из-за увеличения контингента стран НАТО в Польше, Литве и Латвии, из-за проводимых там учений. Между делом напомним, что дополнительные подразделения там были развернуты в качестве превентивной меры в ответ на нападение России на Украину. Которое, в том числе, шло с территории Беларуси.
А вот ожидать от НАТО наступательной войны вряд ли приходится. Один аргумент, о потерях мировой экономики, мы уже привели выше.
Второй заключается в том, что агрессия против Беларуси на основании имеющихся договоров предполагает вступление в войну на ее стороне России. А воевать с Россией НАТО не намерен. Это четко показала и российско-украинская война, в которой армии стран Альянса не принимают участия.
Наша страна находится под российским «ядерным зонтиком». Западные политики не выглядят безумцами или самоубийцами, готовыми развязать Третью мировую. Равно нелепой поэтому выглядит и идея о вторжении НАТО в Россию через беларусскую территорию. Например, для того, чтобы провести «денацификацию» РФ.
Война с Беларусью для НАТО бессмысленна. Воевать чтобы что? Захватить территорию? Но западные демократии живут не в XIX веке, лишние земли никому не нужны. Свергнуть Лукашенко? Слишком много потерь ради сомнительного приобретения. К тому же Запад наверняка считает, что эта цель в обозримой перспективе достижима и без войны.
Получается, сценарии нападения на Беларусь с юга и с запада выглядят мало реалистичными. А, имея над собой российский «ядерный зонтик» можно вообще жить спокойно. Понятно, что пропаганда рисует образ врага на Западе, с которым у беларусского режима свои счеты. Этот инструмент часто используется в странах с неэффективными программами развития и государственными институтами для устрашения и объяснения текущих проблем. В которых виновата не власть, а враги.
Тем не менее, в Беларуси создаются новейшие типы вооружений, повышенное внимание уделяется увеличению мобильности армии, что позволило бы в течение считанных часов перебросить войска в заданный район для нейтрализации угрозы.
«Мы не агрессоры, мы ни на кого не собираемся наступать. Но порох не только надо держать сухим на перспективу, но и сегодня ухо надо держать востро» – считает Лукашенко. Так от кого Беларуси надо защищаться? Из возможных сценариев остается восточное направление. А где сегодня находится агрессор, нападающий на соседей? То-то и оно.
Практически все, что говорил Владимир Путин об Украине, легко переносится на Беларусь. И про «один народ», и про «один язык», и про «ущемление православных, ополячивание и латинизацию», и про «детище советской эпохи». Обломав зубы об Украину, Россия вполне может захотеть получить хоть что-то, присоединив нашу страну. Ну а методы, которыми действует путинская Россия, мы уже видели. Поэтому порох действительно лучше держать сухим.
Российские войска уже стояли на границах нашей страны в августе 2020 года. Тогда Кремль решил поддержать Лукашенко. Но кто может с уверенностью сказать, что так будет и впредь? Имея по соседству такое непредсказуемое государство, как нынешняя Россия, можно ожидать чего угодно. При этом российское руководство явно настроено на силовое решение задач, которые оно ставит перед собой.
Вот и сегодня Лукашенко поставил в пример украинские вооруженные силы. По его словам, они эффективно наносили удары по тылам российских военных. Беларусская армия должна быть готова к реализации аналогичной тактики. Это требует соответствующих вооружений и техники. А против кого была эффективна такая тактика?
И стремление Беларуси получить некие «гарантии безопасности», о которых говорил министр иностранных дел Владимир Макей. Если исходить из того, что вероятность агрессии с юга и с запада стремится к нулю, а все разговоры про это не более чем пропагандистские клише, то для чего и от кого нашей страны нужны эти гарантии? Не поглядывает ли беларусское руководство с опаской на восток, продолжая поддерживать созданный еще советской пропагандой образ врага на западе?
Но в этом случае есть вопросы и к пропаганде. Бесконечно рассказывая о том, что Россия и Беларусь «последний оплот нашей цивилизации», а беларусы «права не имеют не поддерживать Россию» можно попросту демотивировать собственную армию сражаться против потенциального противника. Мало что практически все военное руководство Беларуси – выпускники советских военных ВУЗов, так еще и средний, и младший состав возьмет и поверит в пропагандистские выкладки. И, в случае гипотетического «дня Д», выяснится, что воевать с противником в этой самой мобильной армии попросту некому.
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: