Россия предлагает провести новый раунд украино-российских переговоров в Беларуси. Об этом сегодня заявил президент Украины Владимир Зеленский. Может ли наша страна всерьез рассматриваться в качестве переговорной площадки и насколько велики шансы Александра Лукашенко реализовать свою «хрустальную мечту»?
И снова Беларусь
Беларусь как возможная переговорная площадка в очередной раз всплыла в ходе встречи президента Украины с журналистами.
По словам украинского лидера, в настоящий момент в качестве мест для проведения переговоров рассматриваются несколько вариантов. Так, «подготовительная работа» проведена «по Ватикану и Швейцарии». Также предлагались Мальта и Африка. Зеленский уточнил, что Ватикан в качестве места встречи поддерживают все, кроме России. В свою очередь, Москва сигнализировала о готовности встречаться в Беларуси.
«Как вам сказать, на что это похоже? Если не хотят, мне кажется, люди должны сказать: «Мы сейчас не готовы. Или не хотим заканчивать войну». Потому что это несерьезно. Беларусь для нас на сегодня является страной, из которой полетели ракеты, и, соответственно, она является союзником страны, которая на нас напала. И войска заходили из Беларуси. Это просто невозможно в отношении Беларуси», — так президент Украины прокомментировал свое отношение к проведению переговоров на беларусской территории.
Из сказанного Зеленским можно сделать несколько выводов. Первый — Беларусь в качестве переговорной площадки по-прежнему находится на столе. Второй — Украина выступает против переговоров на беларусской земле. И третий, не менее важный вывод — слова президента Украины можно трактовать так, что Беларусь рассматривается как возможное место проведения переговоров, но не как их полноправный участник.
Получение места за переговорным столом для беларусского режима можно считать задачей-максимум. Напомним, ранее Александр Лукашенко настаивал на этом — например, на конференции по евразийской безопасности в Минске в октябре 2024 года. Ключевая цель даже не скрывалась — Лукашенко прямо заявлял о том, что намерен добиваться гарантий безопасности для себя и своего режима. Вторая, не менее важная задача — легитимизация в глазах Запада, поскольку участие в переговорах поспособствовало бы этому.
Однако о непосредственном участии беларусского режима в качестве договаривающейся стороны речь, похоже, уже не ведется. Тем не менее, судя по словам Владимира Зеленского, сохраняются шансы на проведение переговоров в Беларуси. А это можно расценивать как задачу-минимум для беларусского режима. Во-первых, пусть и в меньшей степени, это тоже посодействует его легитимизации. Во-вторых, даже поднося чай участникам переговоров, можно в кулуарах выторговать что-то и для себя.
Естественно, Лукашенко был бы рад выступить в роли гостеприимного хозяина переговорной площадки. Попробуем, исходя из имеющейся в нашем распоряжении информации, проанализировать — насколько велики его шансы добиться успеха на этом поприще?
Предмет для торга
Из заявления Владимира Зеленского мы знаем, что Россия сигнализировала о готовности встречаться в Беларуси. В то же время, понятно, что накануне переговоров стороны выставляют друг другу максимальные требования. В том числе для того, чтобы впоследствии отойти от некоторых из них. Отступить в чем-то не очень значимом, чтобы жестко стоять на своем в главном.
Как раз таким условием со стороны Москвы может оказаться проведение переговоров в Беларуси. Ей предлагают Ватикан, который, по каким-то соображениям, для Кремля неприемлем. В ответ Россия выставляет заведомо неприемлемое для противоположной стороны условие — Беларусь. В результате торга обе стороны отступают в этом не самом принципиальном для себя вопросе. И договариваются встретится в любом другом месте, не вызывающем возражений — например, в той же Турции, где переговоры шли и в 2022 году и возобновились в мае этого года.
Министр иностранных дел Турции Хакан Фидан на днях побывал в Москве, где встретился с Владимиром Путиным. В ходе встречи, как сообщали российские медиа, Турция заявила о готовности предоставить площадку для нового раунда переговоров с Украиной. Завтра глава МИД Турции направляется в Киев, где предложит то же самое Владимиру Зеленскому.
Насколько принципиально для Москвы место проведения переговоров? У Кремля есть ряд гораздо более важных для него требований к Украине и ее союзникам — письменное обязательство от западных держав не расширять НАТО на Восток, нейтралитет Украины, снятие санкций и другие. О том, что Беларусь в качестве переговорной площадки не входит в этот перечень, может косвенно свидетельствовать недавняя чехарда с заголовками к комментарию пресс-секретаря Лукашенко Натальи Эйсмонт российскому агентству ТАСС. Один из вариантов — «Минск готов стать посредником по урегулированию на Украине» — на котором, похоже, настаивала беларусская сторона, продержался в новостной ленте всего пять минут. И был изменен на «Эйсмонт назвала итоги переговоров в Стамбуле тактическим успехом России». Если исходить из того, что требование провести переговоры в Беларуси настолько принципиально для Москвы, эпопея с заголовками выглядит несколько странно.
Сегодня Россия предложила провести второй раунд переговоров с Украиной 2 июня в Стамбуле. Так что в теории предложение Москвы о проведении переговоров в Беларуси может быть и вовсе снято с повестки дня. Впрочем, ничто не мешает ей вернуться к этой идее ближе к финальной части переговоров. Допустим, когда речь пойдет непосредственно о встрече Зеленского с Путиным.
Утешительный реверанс
Это не самостоятельный сценарий, а, скорее, дополнение к представленному выше. Мотивом Кремля заявить о Беларуси в качестве переговорной площадки может оказаться стремление показать союзнику, что Россия сделала для него все возможное. Этакий реверанс в его сторону — «Александр Григорьевич, мы очень старались. Но враги категорически против, поэтому не смогли «продавить» твой вариант».
Действительно, зачем демонстративно обижать союзника, изначально оставляя его за бортом? Путин и без того недавно перегнул палку, сделав вид, что не понял сути вопроса об интересах Беларуси «как стратегического союзника» РФ на будущих переговорах. Отчего бы не подсластить пилюлю, сделав вид, будто о союзнике в Кремле все же помнят? Ну а дальше — как пойдет. Нет, так нет. Не сложилось, и точка.
Настоять на Беларуси
Впрочем, актуальным остается и вариант, при котором Москва в какой-то перспективе решит настаивать на проведении переговоров именно в Беларуси.
На Киев давит ожидаемое российское летнее наступление. Сегодня Зеленский заявил, что Москва готовит массированную атаку на Сумы. Пусть без особых пока результатов, но ВС РФ поддавливают и на остальных направлениях. А сокращение численности войск и масштаба сентябрьских учений «Запад-2025», которые Минск пытается выдать за готовность «к диалогу и снижению напряженности в регионе», вполне может быть связано с дефицитом у России живой силы и техники. Ведь в условиях грядущего наступления отправлять даже часть личного состава на учения в Беларусь — непозволительная роскошь. Лучше бросить их в бой на фронтах.
Зато для Минска «снижение параметров» предстоящих учений и связанные с этим «миротворческие инициативы» — еще один плюс для продвижения себя в качестве переговорной площадки в глазах Запада.
А вот о возможностях же Украины что-либо противопоставить планируемому наступлению мы можем только догадываться.
Беларусь как переговорная площадка и гарант безопасности Украины изначально продвигалась Россией. Плюс Лукашенко и его режим – один из немногих союзников Москвы. Почему бы не поддержать его, учитывая огромное желание Минска стать местом проведения переговоров?
США и президента Дональда Трампа в этом паззле тоже не стоит сбрасывать со счетов. Нежелание Украины ехать в Беларусь вполне способно вызвать раздражение у администрации США. И привести к усилению давления на Украину с требованием ускорить начало переговоров. Тем паче, что рычаги для давления на Киев у США есть.
Учитывая это, а также ситуацию на фронтах и перспективы оккупации своих территорий, Украине нет особого резона упираться при выборе места встречи. Если Путин готов на компромиссы, а, судя по опубликованным сегодня утечкам о российских «хотелках», его позиции все больше сближаются с предложениями США, то Киев вполне может уступить. И согласиться на Беларусь как на место проведения переговоров.
О том, что некие процессы в беларусском направлении идут, свидетельствуют косвенные приметы. Например, телефонный звонок Путина Лукашенко как раз после визита в Москву главы МИД Турции Хакана Фидана. Или отсутствие беларусского политика в публичном пространстве в течение минувших понедельника и вторника — аргумент в пользу подготовки к каким-то важным событиям.
Исходя из этого, можно допустить, что Россия в перспективе будет всерьез настаивать на проведении переговоров в Беларуси. Значит, есть небольшая, но все же вероятность того, что «хрустальная мечта» Александра Лукашенко сбудется. Оказаться хозяином переговорной площадки в существующих условиях стало бы для него большим достижением.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news