Диалог от ОПК и инстинкт самосохранения системы

Мадуро в зале суда Главное
Иллюстрация: Jane Rosenberg, Reuters

Сегодня Объединенный переходный кабинет вновь призвал беларусский режим к диалогу. Поводом для очередного обращения стал арест в Венесуэле Николаса Мадуро. И действительно: транзит и последующий диалог — по сути единственный реальный, а, главное, бескровный путь сохранения Беларуси и ее независимости. Прочие сценарии мало кому понравятся.

В заявлении ОПК подчеркивается, что круглый стол для преодоления политического кризиса — это средство избежать коллапса государственности. «Мадуро отказался от диалога с оппозицией, выбрал репрессии вместо легитимности, считал силовые структуры своей неприступной защитой — и жестоко ошибся. В результате судьба Венесуэлы теперь будет в значительной степени зависеть от внешних факторов», — говорится в заявлении.

Призывая режим к диалогу, в ОПК подчеркивают, что «организация круглого стола для выхода из политического кризиса в Беларуси» остается «единственным средством предотвращения коллапса государственности».

А коллапс в некой перспективе вполне реален. Допустим, транзит власти в Беларуси так и не происходит, и Александр Лукашенко досиживает в кресле правителя еще энное количество лет. Допустим, ему даже удается усадить на трон преемника, и даже какое-то время контролировать и поддерживать его. Но харизматиков нет ни в семье Лукашенко, ни в его близком окружении. Пожалуй, и взяться им неоткуда: вряд ли политик пойдет на передачу власти сильной персоне — такого не проконтролируешь. Поэтому с большой долей вероятности у руля окажется либо кто-то из членов семьи (с большой долей вероятности эта роль отводится младшему сыну Николаю Лукашенко), либо временная заведомо слабая и управляемая фигура. Задача которой заключается в том, чтобы стать переходным этапом перед передачей власти внутри все той же семьи. Примерно так, судя по происходящему, этот процесс видит сам Лукашенко.

Однако мы имеем дело с ярко выраженным персоналистским режимом. А подхватить твердой рукой «упавшее знамя», как уже отмечалось, некому. В итоге велик риск, что после ухода со сцены архитектора режима, транзит окажется не столь гладким. Особенно в случае ухода неожиданного или же сравнительно быстрого. Вполне могут начаться клановые войны, а оставшиеся без главной «малые головы» дракона примутся грызть друг друга ради заветной власти. Итог во многом будет зависеть от того, кто первый решится отдать приказ на нейтрализацию конкурентов. А тут уже и до большой крови недалеко. При этом внутри самой системы пойти «под нож» рискуют многие. И те, кто мешает, и те, у кого есть, что отнять, и те, кто просто не успел вовремя сориентироваться.

Под боком Россия, которая тут же вмешивается в происходящее, возьмет под опеку того, кого посчитает наиболее полезным для себя. Скорее всего — кого-то и симпатизирующих ей силовиков. Поможет своему ставленнику закрепиться, в том числе и силовыми методами. В итоге велик риск: Беларусь, пусть и сохранив при этом формальные признаки независимости,  превращается в некий аналог Чечни — в полностью подконтрольное Москве образование, правителю которого дозволено как угодно кошмарить собственное население взамен на лояльность центру. Вот он, коллапс государственности. Подобный сценарий просроченного транзита, конечно, не единственно возможный. Зато один из наиболее вероятных.

Еще более сомнительной выглядит возможность для пусть даже вернувшихся в момент такого транзита в страну демократических сил противопоставить нечто эффективное противоборствующим кланам для того, чтобы взять власть в свои руки. И потом еще ее и удержать.

Не гарантию, но хотя бы шанс избежать столь плачевного для страны развития событий и дает национальный диалог, к которому призывает ОПК. Пожалуй, только он позволяет выработать приемлемые для различных заинтересованных групп условия более-менее стабильного перехода на следующий уровень развития системы. По такому же принципу был организован тот самый знаменитый Круглый стол между властью и оппозицией в Польше в 1989 году. С одной стороны, он не стал безусловной победой «Солидарности» — система сохраняла за собой многие посты и полномочия. С другой — договоренности позволили избежать худшего сценария и все же перейти, пусть и поэтапно, к построению демократии.

Подобные компромиссы могут оказаться полезными и для нашей страны. Слишком трудно, а то и невозможно одномоментно «сковырнуть» годами выстраиваемую систему и тут же выстроить на развалинах новую, при этом бесперебойно работающую в условиях неизбежной неразберихи. Необходим переходный период — тот самый транзит, одним из условий максимально безболезненного прохождения которого и становится диалог. Итогом должно стать принятие всеми сторонами достигнутых договоренностей. Иначе говоря — рамок будущей сделки, какую бы окраску не получил этот термин в последнее время. В этом и заключается ценность предложения ОПК.

Можно предположить, что многие люди, остающиеся сегодня частью действующей системы, прекрасно понимают важность таких договоренностей. Пожалуй, главным противником диалога внутри системы сегодня остается один человек — сам Александр Лукашенко. Несмотря на то, что диалог мог бы оказаться спасительным и для него самого, он понимает, что в то же время — это его личное поражение. Вот и выходит, что любые альтернативные процессы могут начаться  только без Лукашенко.

Но «без» — не обязательно «после». Мяч на половине поля системы, которая тоже заинтересована в выживании и в минимизации последствий грядущих потрясений. Она тоже заинтересована в бескровном транзите. И чем дальше он откладывается, тем больше нервничают сами представители системы. А в какой-то момент инстинкт самосохранения вполне может пересилить страх. Именно поэтому с той стороны можно ожидать ответного паса. В момент, когда воедино сложатся многие факторы — и политическая «погода», и доверие игроков разных команд. И поддержка болельщиков. И арбитры, вовремя отвернувшиеся от происходящего на поле.

Тут-то самое время вернуться к тому, с чего начинает свое обращение ОПК — к кейсу Мадуро. О незавидной судьбе которого, похоже, сговорились у него за спиной. С его же собственными сподвижниками. Намек довольно прозрачный.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

  1. Байден

    В случает такого диалога, деда сразу заберут в Москву на ПЖМ. Если коротко, он не хочет и уже не может. Напомню, в Кремле не позитивный Горбачёв, но злобный карлик. Круглый стол невозможен, нужен другой вариант.

    Ответить

Последние новости