Пробка в транзите, или Невеселый для Беларуси юбилей «Пояса и пути»

Комментарий
Александр Лукашенко и Си Цзиньпин 1 марта 2023 года. Фото: president.gov.by

В этом году китайская инициатива «Один пояс, один путь» отмечает свое десятилетие. Беларусские власти планируют принять участие в саммите инициативы, который пройдет в октябре в Пекине. Посетить форум может и Александр Лукашенко, несмотря на то, что Китай решил ограничить экономическое и инвестиционное сотрудничество с Беларусью.

Ответственное мероприятие

Десятилетнему юбилею «Одного пояса, одного пути», инициативы, выдвинутой лично Председателем Китайской Народной Республики Си Цзиньпином, в Пекине наверняка уделяется повышенное внимание. Для Китая важно продемонстрировать признание и широкую поддержку проекта международным сообществом. И руководство КНР, очевидно, заинтересовано в том, чтобы собрать на октябрьском форуме как можно больше высокопоставленных гостей.

Тем более что с этим могут возникнуть проблемы. Еще в августе СМИ писали, что в предстоящем саммите намерены принять участие значительно меньше руководителей иностранных государств, чем хотелось бы Пекину. Так, The Wall Street Journal сообщала, что ряд европейских лидеров, в частности, французский президент Эмманюэль Макрон, немецкий канцлер Олаф Шольц и итальянский премьер Джорджа Мелони не планируют приезжать на форум.

Эксперты Института развивающихся экономик Банка Финляндии (BOFIT), проанализировав публикации в национальных и международных СМИ, пришли к выводу: восприятие проекта «Один пояс, один путь» в западных странах за последние годы заметно ухудшилось. Отмечается, что на имидж китайской инициативы повлияли как рост долговых проблем развивающихся стран-реципиентов и негативное отношение западных стран к геополитическим планам Китая, так и с внутренние проблемы КНР – низкая рентабельность инвестиций в проекты инициативы и безрассудное кредитование стран-участниц.

В ответ Global Times — подразделение «Жэньминь жибао», официального издания Коммунистической партии Китая — со ссылкой на источник писала, что приглашения для участия в саммите будут отправлены в основном лидерам развивающихся, а не развитых стран.

Уже сообщалось, что саммит в Пекине намерен посетить президент России Владимир Путин. Вполне вероятно, что отправится в Китай и Александр Лукашенко. Это даст ему шанс хотя бы попытаться вернуть на прежний уровень былой китайский интерес к нашей стране. Только вот сделать это в сегодняшних условиях будет непросто.

Не лучший подарок к юбилею

Внешне беларусско-китайские отношения выглядят безупречно. В ходе визита Лукашенко в Пекин в марте этого года были подписаны два десятка соглашений и меморандумов, в том числе и совместное заявление об основных принципах развития образцовых отношений всепогодного и всестороннего стратегического партнерства Беларуси и Китая в новую эпоху.

В сфере политики беларусские и китайские власти действительно могут иметь интерес друг к другу. В Минске Китай сегодня рассматривают как ключевую силу, способную обеспечить выживаемость беларусского режима и хотя бы отчасти компенсировать тотальную зависимость от России, в которой Лукашенко оказался после 2020 года. В Пекине пользу от Минска видят, в первую очередь, в качестве дополнительного голоса, который будет отдан в пользу Китая и его инициатив в международных организациях. Беларусские власти поддерживают политическую линию Пекина, в том числе по таким значимым для КНР вопросам, как принадлежность Тайваня. Китай активно вербует себе сторонников среди развивающихся стран и Беларусь – не более чем один из них. За такое союзничество Китай готов платить, но платить разумную цену.

А вот отношение к нашей стране как к удобному маршруту для поставок китайских товаров в Европу после событий 2020 года, введения западных санкций и начала российско-украинской войны, претерпело значительные изменения.

Как пишут авторы исследования «Отношения Беларуси и Китая в 2020–2022 годах: что скрывается за „всепогодным партнерством”», после введения странами Запада санкций против беларусского режима, «Пекин принялся ограничивать экономическое и инвестиционное сотрудничество с Беларусью, избегая публично заявлять об этом. Минск также редко публично признает, что торговые и инвестиционные отношения с Китаем осложнились, предпочитая положительно описывать состояние и перспективы двустороннего сотрудничества».

Благодаря своему географическому положению, Беларусь действительно представляла интерес для китайской инициативы «Один пояс, один путь». В интервью в январе 2022 года, приуроченном к 30-летию установления дипломатических отношений между двумя странами, китайский посол в Беларуси Се Сяоюн заявлял: «Китай выступает за то, чтобы Беларусь в полной мере использовала географические преимущества своего расположения в центре Евразии, обеспечивала стабильную и бесперебойную работу трансграничных грузовых поездов Китай — Европа — Китай».

«Однако начало российско-украинской войны и масштабные западные санкции в отношении Беларуси нивелируют выгоды в области логистики для страны», — отмечают авторы исследования.

А угроза полного закрытия границ, в том числе и железнодорожного сообщения, Польшей и странами Балтии в связи с миграционным кризисом и в случае «критического инцидента» грозит окончательно поставить крест на прежних преимуществах беларусского транзитного маршрута. Прямо скажем — не самый лучший подарок Пекину к юбилею его амбициозного проекта.

Исследователи отмечают, что «ранее открытые кредитные линии для Беларуси сохраняются, но в настоящее время рассматриваются не через экономическую призму, а в качестве технической или гуманитарной помощи Китая. Ранее кредиты были выгодны Пекину с экономической точки зрения, но сегодня они — скорее часть дипломатии и политической деятельности по укреплению своего присутствия в Беларуси».

Но и сохраняется далеко не все. Так, в сентябре 2021 года стало известно, что китайская сторона заморозила выдачу будущих траншей кредита на строительство Нежинского горно-обогатительного комбината, который строит компания «Славкалий».

Особенно заметно негативные тенденции сказываются на развитии Китайско-беларусского индустриального парка «Великий камень», который называли «одной из ключевых платформ Нового шелкового пути». Отмечается — несмотря на то, что парк остается основным совместным проектом, «после 2020 года количество резидентов из числа китайских компаний уменьшилось, а компании из ЕС начали сворачивать деятельность».

«Война прервала планы по приходу новых китайских компаний, прежние политические решения по этому поводу заморожены. Теперь вопрос прибыльности «Великого камня» не стоит» — отметил в исследовании один из экспертов. Актуализируется и проблема степени технологичности привлекаемых резидентов и, в конечном счете, прибыльности их проектов и стратегической миссии парка. Теперь туда заходят, главным образом, российские компании. Правда, в этом году китайцы снова немного оживились, но трудно сказать, насколько долгосрочной окажется эта тенденция.

В свете этого интерес к Беларуси как к участнику проекта «Один пояс, один путь» для Китая, очевидно, снижается. Хотя политическая поддержка беларусского режима со стороны Пекина от этого мало зависит. Зато напрямую зависит объем инвестиций и кредитных ресурсов, которые официальный Минск рассчитывал получить из Китая.

Одна из многих

Влияние Беларуси на развитие инициативы «Один пояс, один путь» не стоит преувеличивать. В конце концов, наша страна всего одна из 152, подписавших договоры о сотрудничестве с Китаем в  рамках этого проекта. А маршрут через Беларусь — лишь один из многих, по которым китайские грузы попадают в Европу.

Терять деньги Китаю тоже не привыкать. Как отмечал в 2020 году Всемирный банк, инвестиции в проекты «Одного пояса, одного пути» Пекин зачастую осуществляет в странах с очень разным уровнем экономической приемлемости долга. И «две трети развивающихся стран, получающих такие инвестиции, имеют высокий риск возникновения долговых проблем».

Так что сильно краснеть из-за войны и санкций на предстоящем саммите в Пекине Александру Лукашенко вряд ли придется. Выносить сор из избы Китай не станет, особенно на юбилейном форуме. Хотя нужные выводы там, судя по всему, уже сделали.

Глобально для Китая потеря беларусского транзитного коридора — не более чем досадное недоразумение. Найдутся и другие маршруты, например, Транскаспийский, в обход России и Беларуси, в развитие которого Пекин сегодня активно вкладывает ресурсы. В рамках своей экспансии на постсоветское пространство Пекин, вероятно, не оставит беларусский режим без политической поддержки и совсем без денег.

Тут речь идет, скорее, об упущенной выгоде. Давать-то будут только «на поддержку штанов». И прибыль от перевозки грузов достанется кому-то другому. Так что как минимум до решения своих проблем на западном направлении нашей стране предстоит только терять.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: