Александр Лукашенко подписал директиву «О реализации основ идеологии беларусского государства». После прочтения документа становится понятно: идеологии в привычном понимании у режима по-прежнему нет. Несмотря на это, масштабы идеологической деятельности поглощают окружающее пространство, подобно черной дыре.
Считается, что тоталитаризму необходима идеология в ее классическом понимании. Стройная концепция, система идей, способная увлечь массы. На самом деле, как выясняется, это совершенно не обязательно. Достаточно набора банальностей, большую часть которых можно приспособить под все, что угодно. Именно так в нашем случае и обстоит дело. Несмотря на многолетние попытки, родить нечто убедительное у режима так и не получилось.
К подписанной Лукашенко директиве есть приложение под названием «Основы идеологии беларусского государства», в котором приводятся основные постулаты идеологического долгостроя. По сути, ничего нового там не появилось — все эти тезисы в той или иной форме транслировались режимом и раньше.
Интересно другое — при всей обтекаемости идеологических установок сразу становится ясно, что подразумевают их авторы. Расчет тут, видимо, строился на знаменитом оруэлловском двоемыслии. И на привычной для гомо советикус и постсоветикус способности читать между строк. Вот и получается, что даже при отсутствии четко сформулированной идеологии у реципиента легко складывается требуемая цельная картина.
Вот, например: «беларусы остаются верными традиционным семейным ценностям». Сразу ясно, что вытекает из этой формулировки и где кроется враг. Или вот: «священный долг и обязанность каждого» — «готовность защищать конституционный строй, суверенитет и независимость». Строй не случайно вынесен на первое место, потому как именно он — главное сокровище, ради сохранения которого настоящий гражданин обязан не пожалеть своей головы. Тут все считывается легко. Беда, пожалуй, в том, что за призывом этим, по сути, ничего не стоит. Какой именно набор ценностей должен подвигнуть конкретно взятого беларуса защищать Лукашенко и его порядок, из предложенного идеологического конструкта понять трудно. Потому как суверенитет и независимость вполне могут существовать сами по себе. Вне существующего конституционного строя они даже будут чувствовать себя даже увереннее. Короче, пожелания и устремления режима распознаются прекрасно. Другое дело, что стимулы к действию для потребителей этого идеологического винегрета практически отсутствуют.
Впрочем, в реалиях двоемыслия никакого особого активизма от большей части подопечного населения режим и не ждет. Достаточно держать свои убеждения при себе, а на политинформациях делать заинтересованный вид, согласно кивая в такт произносимым лектором филиппикам и панегирикам. Похоже, примерно так ожидания властей и выглядят. В глубине души можно даже не соглашаться. Но для того, чтобы считаться добропорядочным членом общества, свои переживания по этому поводу нужно держать при себе. На большее государственная идеология даже не замахивается. Тут все просто: «как форма жизнедеятельности», «консолидации беларусского общества способствует коллективизм». Значит, раз молчит большинство, молчи и ты. Обеспечить коллективное молчание призваны репрессии. Создать иллюзию добровольности молчания призвана директива по идеологии. Вот такой он, современный «-изм» во всей своей красе. В нашем случае — «лукашизм» со все более явными элементами тоталитаризма.
Предложенная идеология, скорее, определяет водораздел, по которому проводится разделение на «своих» и «чужих». «Принадлежность к восточнославянской цивилизации», «родство с русским и украинским народами», отсчет государственности от Октябрьской революции, героизм в годы войны. И венцом всему: «реальный суверенитет и независимость беларусского государства были достигнуты в период после установления президентской формы правления». Без имен, но личные данные «благодетеля» очевидны. Готов аплодировать — значит, свой. Нет — чужой. Патриотизм в данном случае равняется лояльности. Собственно, именно эту установку идеология до «народца» и доносит. Никаких иных идеологических целей директива, похоже, и не преследует.
В отличие от целей финансово-экономических. Отсутствие ярко сформулированной идеологии обратно пропорционально обозначенным директивой предстоящим масштабам идеологической деятельности. Соответствующая вертикаль под руководством Администрации Лукашенко масштабируется до небывалых прежде размеров — ей предстоит охватить сферы, которые прежде оказывались вне цепких лапок государства. Ну еще бы, ведь «беларусская экономическая модель предполагает государственное регулирование экономической деятельности» во всех ее проявлениях. Поэтому, согласно директиве, идеологическая работа должна быть развернута в организациях всех форм собственности. Так что частному сектору отныне тоже не отвертеться. При этом персональная ответственность за состояние идеологической работы в трудовом коллективе возлагается на руководителя организации.
Ежегодное планирование идеологической работы, ее организация ответственными лицами, «оперативное, текущее и тематическое информирование», повышение профессионального уровня ответственных, создание информационных и методических материалов — все это станет отличной кормушкой для значительного числа идеологов разных уровней и обслуживающего персонала. Директива предусматривает «в случае необходимости» учреждение должности заместителя руководителя организации по идеологической работе». А какому директору охота возиться с этим добром самому? Так что спрос на замов такого профиля возрастет, в том числе в крупных частных компаниях. Добавим сюда диалоговые площадки, патриотические мероприятия, концерты и прочую предусмотренную документом неуемную активность. Представляете, сколько людей сделают на этом бизнес? Сколько бюджетных денег будет спущено и списано? В итоге получится, что масса сопричастных к акциям и политинформациям кормится за счет директивы об идеологии. Пожалуй, это самое значимое достижение этого документа — втягивание в единый строй широкого круга людей, чей уровень благосостояния напрямую зависит от идеологии. Вот так и формируется верный класс попутчиков режима. Тут важна не суть предложенной идеологии, важен сам процесс.
Поэтому назвать директиву бесполезной язык не поворачивается. Вот, оцените: «Отношения человека, общества и государства основаны на верховенстве права, балансе интересов, социальном оптимизме, взаимных заботе, ответственности и обязательствах». Взаимная забота режима и идеологов всех мастей друг о друге породит невероятное количество социальных оптимистов, которые будут руками и ногами «за» все, что угодно, абы не потерять свой кусок хлеба с икрой.
Укоротит или продлит эта движуха существование режима? Скорее ни то, ни другое. Пожалуй, никакая идеология на подвиг уже никого зажечь не в состоянии. Распрямить извилины в головах она тоже не поможет. Времена действенных идеологий, похоже, ушли безвозвратно. А вот как имитация бурной деятельности вполне сгодится. И умные люди, в том числе внутри режима, прекрасно это осознают. Но раз барин готов платить, отчего же не сплясать?
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news
так если бы барин платил, куча бюджетных (народных) денег вбухивают в хер знает что…