Александр Лукашенко хочет, чтобы дата-центры, банковский процессинг и видеонаблюдение в Беларуси работали на основе собственных решений. При этом он признает, что страна отстала по ряду высокотехнологичных направлений, но рассчитывает на кадровый потенциал и научный задел.
«На основе собственных решений должны работать и национальные дата-центры, и узлы обработки банковских операций, и средства мониторинга общественной безопасности. В Беларуси есть кадровый потенциал, научный задел. Это главное», — сказал он на сегодняшнем совещании по развитию микроэлектроники, передает его пресс-служба.
По его мнению, сегодняшняя ситуация вынуждает заново развивать микроэлектронную промышленность.
«Уважаемые товарищи, даже наши ученые, продвинутые практики, даже они убедились в том, что так называемая рыночная свобода — это пустой звук. Никакой свободы рыночной и никакого рынка нет. Все продвигают свои интересы, защищают свои интересы насколько это возможно. Политическое давление и торговые войны переросли в гибридное противостояние. Нам ежедневно приходится бороться за суверенитет и безопасность страны. И параллельно наращивать компетенции, ведь рассчитывать в полной мере мы можем только на себя и дружественные страны, такие как Россия. На этом фоне придание нового импульса развитию микроэлектронной промышленности актуально как никогда. Это понимаем мы. Те, кто методично выстраивает барьеры для приобретения электронной начинки из-за рубежа. То есть понятно, что мир глобальный, что как наука, так и уже производство по отдельным направлениям стали плотно интегрированы, интернациональны, поэтому надо ускоряться для того, чтобы, если не догнать передовые страны, то произвести такой продукт, который не будет критически для нас необходим из-за рубежа», — сказал он.
Лукашенко вспомнил, что до распада СССР беларуская микроэлектроника была сопоставима с товарами доминирующих сейчас на рынке компаний. Напомним, речь идет о восьмидесятых годах прошлого века и более раннем периоде, то есть о то, что было 30-50 лет назад. На этом основании он считает, что и сегодня Беларусь не утратила передовых позиций.
«Однако и сегодня Беларусь тем не менее не утратила передовых позиций в мире по ряду направлений высокотехнологичного производства. Но по ряду направлений мы серьезно отстали», — констатировал Лукашенко.
Еще одно доказательство потенциала — продукция ВПК. Он отметил, что разработки беларусского ВПК способны удивить любого, кто вынашивает агрессивные планы, правда, они все еще зависят от импортных комплектующих.
«Наши разработки способны удивить и, главное, — отрезвить людей, которые вынашивают агрессивные планы в отношении Беларуси и России, Союзного государства в целом. Однако даже в оборонной сфере мы пока еще зависимы от импортных компонентов, особенно тех, которые мы никогда не будем производить в Беларуси в силу того, что нам просто штучно они нужны, единично, и создавать огромные заводы за миллиарды долларов, чтобы себя оснастить, — какой идиот это будет делать. Это просто нерентабельно», — добавил он.
Лукашенко подчеркнул, что в сфере микроэлектроники нужно сотрудничать со всеми.
«Нельзя замыкаться в национальных границах. Это не даст нужного эффекта. Надо сотрудничать не только там, где нас ждут с распростертыми руками, допустим, в России, но и там, где нас не ждут, — с американцами, японцами и так далее. Хотя бы для того, чтобы видеть тот высочайший уровень, к которому мы стремимся», — сказал он.
Надо отметить, что США, Япония и ряд других стран ввели прямые запреты на поставки высокотехнологичной продукции в Россию и Беларусь. Лукашенко отметил, что Россия готова финансировать все проекты.
«Работу необходимо, конечно же, вести в тесном сотрудничестве с Россией. Мы не скрываем наш интерес в этом плане. Потому что реализовать все наработки, которые у нас есть, — научные, опытно-конструкторские — можно только благодаря своевременному финансированию. Россия готова финансировать нас в этом плане. По крайней мере, мы с президентом Путиным об этом много раз говорили и пришли однозначно к этому выводу», — сказал он.
По его словам, для координации такого сотрудничества потребуется постоянно функционирующий белорусско-российский орган, речь может идти чуть ли не о беларусско-российском министерстве.
«Если мы создадим какую-то структуру над нашими министерствами, это проблемы не решит, просто будем тратить деньги. Поэтому надо серьезно подумать над координацией нашей работы и кто будет ей заниматься», — сказал он.
Лукашенко в итоге поинтересовался, как обстоят дела в микроэлектронной отрасли. По его словам, уже разработан проект концепции развития исследований и разработок в области создания экспортно ориентированной и импортозамещающей электронной компонентной базы, а в Академии наук создан кластер микро- опто- и СВЧ-электроники.
«Хочу услышать, как идет работа по импортозамещению в условиях этих бешеных, незаконных санкций. Конкретно и по существу: что мы можем сделать, как быстро, какие требуются решения и ресурсы? Прошу учесть одно: сейчас для вас, отрасли микроэлектроники, как и для других отраслей, — шанс. Откровенно говорю: мы очень востребованы. Востребованы прежде всего в нашей братской России. И в Беларуси, пусть и немного, но вы производите для белорусского рынка все необходимое, допустим, для техники (автомобили, тракторы и так далее). Под это выделяется прежде всего Россией огромное финансирование. Работайте. Возьмите эти деньги и произведите конкурентоспособный товар», — потребовал он.
Перед совещанием ему показали отечественные разработки. Его пресс-служба утверждает, что он рассматривал выставку почти час.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: