Зачем России конституционные изменения в Беларуси

Мнение
Андрей Елисеев. Скриншот трансляции.

Российские чиновники периодически заявляют про важность диалога в Беларуси и изменений в Конституцию. Это создает ложную иллюзию о якобы заинтересованности Кремля в демократизации Беларуси. Москва, естественно, такую цель не преследует. Это побочный эффект игры другого характера.

Кремль продвигает идею конституционных изменений по трем причинам:

1. Кремль, как и Лукашенко (тут они ситуационные союзники), разделяет мнение, что разговорами про бутафорский общенациональный диалог и изменения в Конституцию можно увести внимание общественности в сторону и сбить политическую мобилизацию населения. Лукашенко, безусловно, напрягают массовые акты гражданского неповиновения и беспрецедентные уличные протесты. И Кремлю они также не нравятся, потому что затрудняют «спокойное» продвижение нового интеграционного пакта.

2. Затуманить рассудок западным партнерам и части беларусского народа. Заявления про важность диалога и изменений в Конституцию – чисто формально либеральный и как бы правильный посыл, который можно попытаться и Западу продать в качестве “конструктивной” позиции, и затуманить рассудок части беларусов. Особенно, если еще время от времени обтекаемо заявлять о том, что быть может беларусские силовики перегнули палку.

Здесь Кремль пытается вести двойную игру. С одной стороны, оказывает Лукашенко политическую, информационную и экономическую (пусть и очень дозированную) поддержку. А с другой — пытается не растерять целиком и полностью пророссийские настроения среди беларусов. Потому как поддержка беларусского правителя Кремлем разочаровала многих беларусов, и это процесс продолжается. Подобные реверансы – для тех беларусов, которые обманываться рады насчет истинного объекта кремлевской поддержки.

3. Рисование дилеммы для Лукашенко «углубленная интеграция с тобой или без тебя». Продвижение посылов про парламент с большими полномочиями – вовсе не от желания помочь беларусам с установлением законности в стране и более демократической политической системы. Это от нерешительности Лукашенко продвигаться с более глубокой интеграцией. Кремль указывает, что в таком случае за очередной кредитный транш Лукашенко надо бы расширять пространство для действия угодным Москве политическим силам.

Как только Лукашенко будет готов поднять руки и на деле, а не на словах, и без постоянных затягиваний вписывать Беларусь в «углубленную интеграцию» и сдавать суверенитет (превращение в БССР-2), то и пожелания Кремля о большей роли парламента резко ослабнут (правда, не факт, что надолго). Кроме этого, альтернативный план с усилением парламента и накачиванием пророссийских партий Москве важен в том случае, если Лукашенко не удержит ситуацию в стране.

Проблема для Лукашенко в том, что даже если он решительно начнет впрягаться в новую интеграционную модель, то совсем не обязательно убедит Москву сохранять новый статус-кво и не продолжать отщипывать его властные полномочия вновь и вновь. Ситуация для него совсем сложная, особенно учитывая все более серьезные проблемы в беларусской экономике.

Андрей Елисеев, эксперт Центра EAST и iSANS. Опубликовано в телеграм-канале «Мифология Беларуси», публикуется с разрешения автора.

***

Мнение и оценки автора материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

***

Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика Reform.by на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: