Руководитель частной беларусской некоммерческой организации выиграл грант посольства США для реализации своего социального проекта, однако воспользоваться им не может: иностранную помощь нужно зарегистрировать, а госорганы отказывают ему в согласовании. По их мнению, его проект нецелесообразен и не соответствует интересам государства. Как объясняет правовой консультант НКО, эта ситуация не уникальна, а проблема здесь — на законодательном уровне.
Основатель популярного сервиса «Petitions.by — Удобный город» и проекта «Кошт урада», экономист и аналитик Владимир Ковалкин в этом году решил реализовать еще одну свою идею — создать сервис информирования об общественных обсуждениях. Ведь обсуждения даже самых значимых проектов — таких как уплотнение района, вырубка сквера, строительство завода и т.д. — часто проходят мимо местных жителей: о них обычно сообщают на сайтах местных исполкомов или в государственных газетах, которые имеют узкий круг читателей. В итоге процедура проводится формально — без граждан, проект утверждается, а жители узнают об этом только тогда, когда под их окнами появляется стройка и протестовать уже поздно.
Новый сервис Владимир хочет создать на платформе Petitions.by и задействовать ее базу пользователей, которых уже около 350 тысяч, с данными об их месте проживания, полученными при регистрации. Одни пользователи смогут создавать на сайте записи об общественных обсуждениях — «слушания», а другие будут получать уведомления о тех «слушаниях», которые касаются их места жительства. Кроме того, опубликованная на сайте информация будет удобна для распространения в соцсетях и местных сообществах. Все это позволит активизировать и привлечь к обсуждениям заинтересованных местных жителей.
Чтобы реализовать этот проект, Владимир Ковалкин подал заявку на программу малых грантов от посольства США в Беларуси. К участию в конкурсе принимаются только значимые проекты, помогающие развивать гражданское общество: направленные на поддержку незащищенных групп населения, развитие предпринимательства, укрепление местных сообществ, решение экологических проблем и так далее. Победителю может быть выделено до 25 тысяч долларов.
И вот в сентябре Владимир узнал, что в этом году победа осталась именно за его проектом. Грант ему выделили гораздо меньше максимальной суммы, но он мог покрыть расходы. Он дождался прихода средств на счет своего учреждения «Сивик Тек» и приступил к процедуре регистрации гранта. Но здесь возникла проблема.
Дело в том, что в Беларуси нельзя просто так получить заграничный грант и потратить его на важное для общество дело. Деньги — это называется «иностранная безвозмедная помощь» — нужно сначала зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности.
«Размер не имеет значения: даже если ты получил 1 доллар, использовать его без регистрации незаконно, за это грозит административная и уголовная ответственность», — объяснила Reform.by директор Центра правовой трансформации LawTrend Ольга Смолянко.
Но прежде чем идти в Департамент, организация, выигравшая грант, должна согласовать его с компетентным государственным органом — например, министерством или исполкомом. Госорган выдает заключение о том, что проект и грант соответствуют заявленным целям и государственным интересам Беларуси. Без этого документа сложно рассчитывать на регистрацию, кроме того, он позволяет получить освобождение гранта от налогов.
Владимир Ковалкин разослал обращения в три подходящих по профилю будущего сервиса министерства — Министерство связи и информатизации, Минстройархитектуры и Минприроды, ожидая положительных заключений. Ведь, по словам Владимира, его проект подходит по всем критериям, более того — способствует реализации ряда постановлений Совмина о порядке организации общественных обсуждений и государственной программы «Развитие цифровой экономики и информационного общества». Все это значилось в документах, направленных в министерства.
И вот на днях ответы были получены. Для основателя Petitions.by они оказались неожиданными. В Минсвязи сказали, что вопрос вне их компетенции, в Минприроды решили, что «цели проекта не соответствуют целям получения иностранной безмозмездной помощи», прописанным декретом президента. А в Минстройархитектуры и вовсе заявили: во-первых, такой интернет-портал нецелесообразен, поскольку с информированием граждан об общественных обсуждениях и так все в порядке. А во-вторых — заявленные цели помощи «не соответствуют национальным интересам, госпрограммам, перспективам развития, планам и стратегиям, а также законодательству и международным обязательствам Республики Беларусь». В чем заключается «несоответствие», замминистра Ананич, подписавший ответ, не конкретизировал.
Как объяснил Владимир Ковалкин Reform.by, теперь у него два варианта действий: нужно или искать какие-то другие госорганы, которые все же выдадут положительное заключение, или возвращать грант американцам.
«Могу попытаться обратиться в местные органы власти, потому что сумма гранта небольшая, но шанс получить отказ и там равен примерно 99%, особенно после отказов министерств», — считает Владимир.
По словам директора LawTrend Ольги Смолянко, ситуация, в которой оказался основатель Petitions.by, вовсе не уникальна. В ее организацию, которая занимается безвозмездным правовым консультированием беларусских НКО, по этому вопросу обращаются регулярно.
«Наше законодательство строится на разрешительном принципе получения иностранной безвозмездной помощи. И во многом разрешение зависит от субъективного взгляда государственных органов на то, соответствует эта помощь национальным интересам или нет», — рассказывает Ольга.
При этом проблемы с регистрацией гранта могут возникнуть на разных стадиях.
«Первая – это несогласование, невыдача заключения. Вторая – выдача заключения без освобождения от налогов. Тогда организация будет вынуждена заплатить с этой помощи налог, а многих доноров это не устраивает, они отзывают грант. Третья — отказ на уровне регистрации в Департаменте по гуманитарной деятельности. В таком случае использование иностранной помощи невозможно по нашему законодательству, и организация вынуждена возвращать средства донору», — разъяснила Ольга.
Сказать, сколько НКО и как часто получают отказы, сколько грантов получено и сколько не дошло до Беларуси из-за этих ограничений, невозможно, поскольку Департамент никаких сведений об этом не публикует. По опыту директора LawTrend — сталкиваются с этим организации разных направленностей: социальной, гендерной и прочих.
«В прошлом году, например, такой же кейс был у организации «Центр по продвижению прав женщин — Ее права». Им тоже отказали в регистрации, и они об этом рассказали. Но вообще очень мало организаций говорят публично о случаях отказа. По разным причинам, но в первую очередь потому, что им потом снова идти в этот же Департамент», — констатирует Ольга Смолянко.
Более того — по ее словам, многие НКО, однажды получив отказ в регистрации, в дальнейшем решают вообще не начинать эту процедуру и даже не подаются на гранты. Очевидно, многие идеи остаются нереализованными из-за нежелания тратить много времени и сил на написание проекта, участие в грантовом конкурсе, чтобы потом столкнуться с невозможностью использовать деньги.
Однако, говорит директора LawTrend, главная проблема не в отказах. Она гораздо более комплексная и заключается в самом существовании системы регистрации грантов. Ведь в большинстве стран НКО такой проблемы не имеют.
«Ограничивается доступ к иностранному финансированию в некоторых постсоветских странах, например в Азербайджане. Там законодательство об НКО в чем-то похоже на беларусское», — приводит пример Ольга.
По ее словам, свободный доступ к финансированию в том числе иностранному, закреплен на международном уровне.
«В принципе, все международные документы говорят о том, что доступ к финансированию, в том числе иностранному, должен быть свободен. И если мы говорим о европейских странах, то там не важно, какое финансирование получает организация, внутреннее или иностранное, — у нее к нему свободный доступ», — рассказывает Ольга.
Это никак не отменяет государственный контроль за деньгами, поступающими из-за рубежа, говорит она.
«В любом государстве достаточно механизмов для контроля того, как используется такая помощь. Есть система отчетности НКО и другие способы проверки. И для этого не нужны дополнительные механизмы вроде регистрации», — уверена директор LawTrend.
Понравился материал? Успей обсудить его в комментах паблика #RFRM на Facebook, пока все наши там. Присоединяйся бесплатно к самой быстрорастущей группе реформаторов в Беларуси!
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: