Сегодня стало известно, что спецпосланник президента США Кит Келлог может вскоре посетить Беларусь и встретиться с Александром Лукашенко. В таком случае перед нами тоже открывается «окно возможностей», которым обязательно нужно воспользоваться.
Визит без комментариев
О визите Келлога сообщило агентство Reuters со ссылкой на четыре источника, знакомых с планами американского чиновника. При этом и Госдепартамент США, и посольство Беларуси в Вашингтоне отказались комментировать готовящуюся поездку. Не ответили на запросы журналистов ни сам Келлог, ни Белый дом, хотя по некоторым прогнозам визит может состояться уже послезавтра, 20 июня.
Можно допустить, что как раз в эти минуты темы переговоров еще обсуждаются, и не все нюансы согласованы окончательно. Reuters в своей информации особый акцент делает на том, что планирование таких визитов требует тщательных переговоров. Поэтому нельзя исключать, что поездка может сорваться в последний момент.
Согласно источникам Reuters, в частном порядке Кит Келлог представил поездку как шаг, который может помочь начать мирные переговоры, направленные на прекращение войны России против Украины.
Исходя из этой информации, можно предположить, что основной целью визита Келлога может быть подготовка предстоящих переговоров между Россией и Украиной. Основной, но не единственной.
Мечты сбываются?
Но какое отношение к российско-украинским переговорам имеет наша страна и Александр Лукашенко? Возможно, самое непосредственное.
В конце мая этого года президент Украины Владимир Зеленский заявлял, что Москва предлагала Киеву провести новый раунд переговоров в Беларуси.
По ряду причин, о которых мы писали ранее, Россия может быть заинтересована в таком развитии событий. Попутно использовав ситуацию для того, чтобы сделать реверанс в адрес своего союзника Лукашенко, для которого проведение переговоров о мире в Украине в Беларуси — хрустальная мечта и «окно возможностей».
Допустим, Кремль решил настоять на своем и выставил условие — полноценные и конструктивные переговоры об окончании войны могут состояться только в Беларуси. Взамен Россия, как вариант, выразила готовность отказаться от некоторых явно завышенных требований для заключения мирного соглашения.
Официальный Минск, со своей стороны, тоже приложил усилия, чтобы стать переговорной площадкой — например, «снизил параметры» предстоящих в сентябре учений «Запад-2025». Да и в своей риторике в последнее время Лукашенко фактически цитирует президента США Дональда Трампа, заявляя, что «мы тоже осуждаем войну».
Администрация США и президент Трамп также заинтересованы в скорейшей остановке войны, поскольку это было одним из ключевых предвыборных обещаний нынешнего хозяина Белого дома. А рычаги для давления на Украину, которая по понятным причинам может быть недовольна предложенной переговорной площадкой, у Вашингтона найдутся. Исходя из этого, можно допустить, что Беларусь в качестве места проведения переговоров в итоге согласуют. И Кит Келлог приезжает в нашу страну для того, чтобы подготовить почву для них.
«Сопутствующий ущерб»
Но не только ради этого. Соглашаясь на проведение переговоров в Беларуси, США сталкиваются с «сопутствующим ущербом». Дело в имидже беларусского режима. Подавление протестов 2020 года, политические репрессии, тысячи политзаключенных, гибридные атаки на соседей, соучастие в российской агрессии против Украины — все эти факторы неизбежно влияют на восприятие извне официального Минска и Лукашенко лично. В том числе, и в глазах США.
Логично допустить, что накануне таких переговоров американская администрация будет заинтересована в том, чтобы добиться от беларусского режима ряда уступок. Чтобы продемонстрировать свое влияние и постараться снизить сопутствующий ущерб. Так, о том, что визит Келлога «станет возможностью обсудить национальные интересы Беларуси с США и шаги по разрешению внутриполитического кризиса», заявил руководитель Агентства евроатлантического сотрудничества Валерий Ковалевский.
Насколько серьезными окажутся возможные уступки со стороны Минска — вопрос дискуссионный. Например, Ковалевский считает, что соглашение о мире в Украине может быть устойчивым, только если Россия утратит контроль над Беларусью. Reuters, ссылаясь на неназванного официального представителя США, пишет, что «администрация Трампа обсуждала способы вывода Минска из сферы влияния Москвы и присоединения его к орбите Вашингтона, хотя бы в незначительной степени».
Что в Вашингтоне считают «незначительной степенью», можно лишь догадываться. Возможно, не стоит преувеличивать ни степени заинтересованности США, для которых Беларусь глобально остается хорошо если третьестепенной проблемой. Ни возможностей самого Александра Лукашенко проявить самостоятельность, совершив разворот если не на 180 градусов, то хотя бы на 90. Надо помнить и о том, что в первую каденцию президента США попытки администрации Трампа наладить диалог с беларусским режимом закончились событиями 2020 года и крепкой дружбой с Россией. Хотя незадолго до этого, в момент приезда в Минск Госсекретаря США Майка Помпео, отношения Минска и Москвы были довольно прохладными.
Тем не менее с возвращением Трампа в Белый дом администрация США предприняла новую попытку установить отношения с официальным Минском. В феврале этого года в нашу страну посетил заместитель помощника госсекретаря по Восточной Европе Кристофер Смит. Его приезд сопровождался освобождением трех политзаключенных.
Затем диалог Минска и Вашингтона, казалось, заглох. Возможно, тормозом стала позиция Москвы, которая остерегается улучшения отношений своего сателлита с США. Но желание Кремля провести переговоры в Беларуси могло несколько скорректировать эту установку, пусть и не выпуская ситуацию из-под контроля.
Но если гипотеза с переговорной площадкой верна, то «окно возможностей» открывается не только для Лукашенко, но и для беларусских демсил.
Долгожданное «окно возможностей»
У Лукашенко свои резоны. Для него площадка переговоров в Беларуси — шанс попытаться добиться гарантий для себя и своего режима после окончания военных действий, не остаться один на один с Кремлем и Владимиром Путиным. Это программа-максимум. Программой-минимум можно считать прорыв внешнеполитической изоляции. В связи с этим визит Келлога важен для Лукашенко, поскольку позволяет ему повысить собственный статус. Все перечисленное — «окно возможностей» для беларусского политика. И он будет стремиться его расширить.
Эти устремления режима нужно постараться использовать для достижения собственных целей. Лукашенко, судя по всему, готов заплатить за переговорную площадку значительную цену. Значит, нужно сделать так, чтобы цена эта и впрямь оказалась высокой.
Павел Латушко, замглавы Объединенного переходного кабинета и руководитель Народного антикризисного управления, комментируя информацию о возможном визите Келлога в Беларусь, заявил, что переговоры в Беларуси должны происходить после освобождения политзаключенных. А также после того, как режим прекратит «ежедневные репрессии, предпримет конкретные шаги по декриминализации общественной и политической жизни в Беларуси, прекратит трансграничное преследование беларусов и начнет диалог с демократическим большинством».
Немало копий сломано в дискуссиях о том, что беларусским демсилам нечего предложить режиму взамен на уступки с его стороны. И тезис этот, пожалуй, справедлив. Зато в арсенале США такие предложения есть. Переговоры о мире в Украине вполне могут оказаться тем самым «пряником», за обладание которым режим отдаст политзаключенных. В идеале — всех. И если перспективы отрыва Лукашенко от России, остановки репрессий и «диалога с большинством» стоит оценивать скептически — в конце концов, ничто не мешает пообещать, а впоследствии слово нарушить — то добиться выхода на свободу всех осужденных и задержанных по политическим мотивам возможно еще до старта переговорного процесса. Сделав это ключевым условием его начала. Об этом сегодня нужно говорить. Да что говорить — кричать так, чтобы услышали в Вашингтоне.
С большой долей вероятности, визит Келлога в Беларусь, если он состоится, будет сопровождаться освобождением некоторых политзаключенных. А вот последующие переговоры — реальный шанс добиться большего. На решение этой задачи сегодня и должны быть направлены усилия. Второй раз звезды могут уже не сойтись.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news