В Беларуси есть месторождения редкоземельных металлов, но перспективы их разработки туманны. Об этом в эфире СТВ рассказал замгендиректора НПЦ по геологии Василий Колб. На прошлой неделе, обновляя состав правительства, Александр Лукашенко дал поручение провести разведку таких металлов.
«В Беларуси есть ряд редкоземельных металлов, а также редкоземельных элементов. Они были выявлены в советское время. Есть и молибден, тулий. Эти элементы и металлы залегают, по нашим меркам, на достаточно большой глубине, 200-250 метров. Но говорить о промышленных масштабах мы пока не можем. Сегодня как раз мы занимаемся вопросом более детального изучения», — сказал Василий Колб.
По его словам, у беларусских специалистов нет опыта добычи таких полезных ископаемых, поэтому даже для оценки перспектив месторождений придется обращаться к российским коллегам.
«Для того, чтобы прийти к добыче, мы должны провести комплекс геологоразведочных работ. Мы определим глубины залеганий, подсчитаем ресурсы и запасы, и самое главное – это определиться с технологией извлечения этих элементов. У Беларуси нет такого опыта. Однозначно нам придется изучать мировые технологии, обращаться к профильным институтам Российской Федерации, а потом уже будем смотреть, экономически вообще рентабельно, целесообразно ли дальше проводить детально работы и потом уже говорить о вопросах извлечения, добычи», — добавил он.
Василий Колб пояснил, что в Украине данные ископаемые залегают на меньшей глубине, чем в Беларуси.
«Но условия геологические – территории Украины проще, чем у нас. Южная часть нашей территории – так называемый Припятский прогиб, Беларусское Полесье – это погруженная часть. Украинская часть приподнята. И многие полезные ископаемые Украины находятся выше, чем наши. Соответственно, экономика добычи там с плюсом, у нас где-то малоэффективна либо пока нецелесообразна», — сказал он.
Беларусские геологи также продолжают искать новые месторождения нефти в стране. В конце прошлого года они начали проводить работы по изучению Оршанской впадины Витебской области с целью обнаружения углеводородов.
«Мы изучаем полностью разрез этой территории, будем отбирать породы, проводить исследования. Делается большой акцент на то сырье, которое сегодня добывается. Это и мел, который производится для цемента. И стекольные пески для стекольного производства. Это и строительный камень», — сказал он.