После распада СССР РФ не стала единоличным владением своего первого президента Бориса Ельцина. Триумвират во главе с Ельциным, который в 1991 году победил прокоммунистических заговорщиков из ГКЧП, быстро распался.
Шоковые экономические реформы, личные амбиции политиков и противоречия в действующей конституции стали причиной небольшой, но кровавой гражданской войны, которая состоялась на улицах Москвы.
Каким образом переворот Бориса Ельцина удался? Почему «промедление смерти подобно»? Причем тут Лукашенко и украинские Крым и Донбасс?
Попробуем извлечь уроки из событий в Московии 1990-х годов.
Турбулентность новой страны
СССР прекратил существование в декабре 1991 года, и из трех стран (Беларусь, Украина, РФ) , которые подписали договор о роспуске ленинского франкенштейна, РФ была наиболее нестабильной. Общество бурлило, появлялись новые национальные и региональные движения, радикальные группы — от фашистов до коммунистов — вербовали себе тысячи сторонников.
В это время московитские чиновники и молодой бизнес, зачастую тесно связанный с преступностью, делили власть и распродавали все, до чего только можно было дотянуться: лес и недвижимость, заводы и золото, нефть и оружие.
С одной стороны отпуск цен в свободное плавание впервые наполнил прилавки и победил советский дефицит — в магазинах появилось все что угодно. С другой стороны — к декабрю 1992 года социально-экономическая ситуация в РФ резко ухудшилась: в результате гиперинфляции за год цены выросли в 26 раз, покупательная способность вкладов населения в Сбербанке уменьшилась на 94%.
Зарплаты и пенсии, естественно, за такими скачками цен не успевали. Миллионы людей чувствовали себя ограбленными и униженными. Да собственно ими и являлись.
Первым лицом страны был президент РФ Борис Ельцин, тогда ассоциировавшийся с демократическими и рыночными реформами. Волевой и амбициозный человек стоял во главе группы политиков и экономистов, которые имели программу радикального реформирования страны. Позднее Ельцин будет испытывать все большие проблемы с алкоголем и здоровьем, но в 1991-1993 годах он еще был полон сил.
Ельцин в августе 1991 года победил ГКЧП в союзе с главой Верховного Совета РСФСР Русланом Хасбулатовым и вице-президентом генералом-майором в отставке Александром Руцким. Однако избранный еще при СССР Верховный совет РФ постепенно стал уходить в оппозицию к Ельцину — там были сильны просоциалистические и частично шовинистические силы, оплакивавшие крах советской империи.
Руцкой, который уже тогда имел шовинистические взгляды, был против распада СССР, выступил против рыночных реформ команды Ельцина и также постепенно ушел в оппозицию. Весной 1993 года Ельцин лишил Руцкого всех полномочий, оставив за ним только голый титул «вице-президента».
Конституционный кризис
Согласно действовавшей тогда конституции, высшим органом власти в стране был Съезд народных депутатов, который избирал постоянно действующий Верховный совет — орган власти парламентского типа с очень серьезными полномочиями. Так что проблемы у Ельцина были большие и решить их целиком законным путем он не мог.
1992-й и начало 1993-го года прошли в позиционной борьбе, в которой Ельцин постепенно укреплял свое влияние на силовиков, а сочувствовавшие ему СМИ снижали авторитет Верховного Совета и Съезда как неспособной работать «говорильни». В то же время ВС попытался объявить президенту импичмент, но не набрал нужного количества голосов.
Референдум 25 апреля 1993 года дал вотум доверия Ельцину, но не дал ему достаточно голосов для роспуска ВС и проведения новых выборов.
1 мая пролилась первая кровь — коммунистическая демонстрация противников Ельцина привела к столкновениям с милицией и ранениям сотен человек. Погиб один милиционер.
Обсуждение проекта новой конституции в новосозданном Конституционном совещании привело только к новому тупику — совещание одобрило президентский проект, но депутаты его точно бы не приняли.
В августе Ельцин заявил, что выходом из противостояния могут быть только выборы в новый парламент, которые должны состояться уже осенью. Причем если ВС не примет решения о выборах, то «за него примет решение президент». В этом же месяце Ельцин с верным ему министром обороны Павлом Грачевым посетили подмосковные Кантемировскую и Таманскую дивизии и 119 парашютно-десантный полк.
Вторая осада Белого дома
1 сентября Ельцин сместил Руцкого с поста вице-президента. Верховный совет не поддержал этого решение, но это уже никого не интересовало — полномочий у Руцкого уже не было никаких.
21 сентября Ельцин издал очевидно неконституционный указ №1400 о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, в ответ на что Верховный совет назвал ельцинский указ попыткой госпереворота, объявил о прекращении полномочий президента и постановил, что Указ № 1400 не подлежит исполнению.
Ельцин обращается к населению 21 сентября 1993 года:
Однако Ельцин никуда не ушел, его поддержало правительство и все силовые структуры (МВД, Минобороны и Министерство безопасности, будущее ФСБ). Что немаловажно, в руках Ельцина было и Министерство связи, и телевидение.
Резиденция Верховного совета («Белый дом») была отключена от связи, электричества и воды. Здание, которое в 1991 году было символом борьбы за свободу, вновь стало осажденной крепостью, но борьба уже имела совсем другой смысл.
ВС начал готовится к обороне Белого дома, где собралось около 10 000 человек, построивших баррикады. Руцкого объявили и.о. президента. Издали обращение к военнослужащим, милиционерам и прочим силовикам с призывом переходить на сторону Верховного совета.
Однако Ельцин действовал четче и конкретнее — он не издавал прокламаций, он лично договорился с генералами. Бывшие генералы и офицеры, которые были сторонниками ВС, заручиться поддержкой военных не смогли.
«Силы» Верховного совета были очень слабовооруженными и представляли собой разобщенную и пёструю солянку — личная охрана лидеров ВС, фашисты из «Русского национального единства», казаки и прочие волонтеры.
Полностью блокирован Белый дом был к концу сентября. За пределами кольца оцепления шли митинги сторонников ВС, которые разгонял ОМОН. 29 сентября правительство потребовало капитуляции.
Взрыв
Ситуация накалялась, и 3 октября марш «верховносоветчиков», который оказался особенно массовым, прорвал цепь ОМОНа и деблокировал Белый дом.
С этого момента огромный город, как казалось, погрузился в хаос — то тут, то там катались на грузовиках и бронетехнике вооруженные люди в форме и без, которые на взгляд обывателя подчинялись непонятно кому. Многие солдаты и милиционеры были разоружены.
Толпа у здания выросла до 50 000 разогретых людей. Окрыленная успехом, толпа захватила здание мэрии Москвы, где милиция и солдаты не были готовы сопротивляться. Было захвачено довольно много оружия.
Следующей целью стал телецентр «Останкино» — предмет особой ненависти московитских коммунистов и шовинистов в те годы. Там бой произошел уже вечером, и атаковавшие умылись кровью — телецентр был под обороной спецназа МВД. Погибло 46 человек, 124 получили ранения.
В ночь на 4 октября лидеры Верховного совета отчаянно пытались заручиться поддержкой хоть какого-то из военных — но было уже поздно. Есть аудиозапись радиоэфира, в которой военные над Руцким просто издеваются.
Руцкой и военные — переговоры:
Ельцин стягивал войска к Москве. Планировалось использовать даже тяжелую артиллерию и авиацию.
Расстрел и капитуляция
4 октября танки и бронетехника верных Ельцину войск вошли в город и направились к Белому дому. Сопротивления в городе практически не было.
Бронегруппу собрали из добровольцев. В целом для штурма сосредоточили до 5 тысяч солдат и офицеров, 10 танков и 235 единиц легкой бронетехники.
Утром танки и БТР начали обстрел лагеря у Белого дома и самого здания. Обороняться по сути было некому и нечем — большинство сторонников ВС, понимая бессмысленность сопротивления, просто разбежалось. Обстрел сломил волю к сопротивлению и тех, кто засел с оружием внутри.
Знаменитый прямой эфир CNN 4 октября из района Белого дома. Танки ведут огонь по зданию:
В итоге к 16:00 Верховный совет сдался. Последние стычки и перестрелки еще отмечались 5 октября, но в целом это был конец. Погибло 130 гражданских (в том числе сторонников ВС и просто зевак), а также 28 солдат и милиционеров.
Интересно, что хотя всего за эти события было задержано более 6 000 человек, многие были отпущены уже 5 октября и в ближайшие дни. Только 348 человек потом отправились в СИЗО. В феврале 1994 года все участники были амнистированы.
Борьба двух зол
В результате РФ стала президентской республикой, а при Путине полномочия президента только усиливались. Никакого равновесия ветвей власти не получилось. Лукашенко было у кого поучиться, когда он начал наступление на беларусский парламентаризм, закон и свободу слова в 1994-1996 годах.
Не стоит считать сторонниками демократии и народовластия и сторонников Верховного совета — зачастую это были откровенные фашисты и сталинисты, в устах которых демократия была ругательным словом. Сейчас иногда буквально те же самые люди поддерживают Лукашенко и войну против Украины.
В частности, поддержал агрессию против Украины в 2022 году Александр Руцкой. Хасбулатов в 2021 году поддержал Кадырова.
Песня ДДТ, посвященная событиям октября 1993 года, на фоне хроники тех дней:
Какие выводы стоило бы сделать беларусам?
Если рассматривать взятие и укрепление власти силой как технологию — учиться в данном случае у Ельцина, а не Руцкого и Хасбулатова.
Иметь четкий план действий и заранее готовиться к его исполнению, владеть инициативой, господствовать в информационном поле (тогда — ТВ и радио, сейчас добавился интернет). Любое затишье использовать для консолидации позиций, не тратить время, меньше общих призывов и больше прямых контактов с конкретными людьми, у которых в руках оружие.
Да, солдаты, офицеры и генералы были не очень обучены и плохо мотивированы. Но они все оказались на стороне Ельцина, и горстка вооружившихся радикалов на стороне Верховного совета ничего сделать не могла.
Нужно все время идти вперед, провоцируя противника на ошибки. Создавать условия и действовать активно, а не быть амёбой, которая только пассивно реагирует на внешние факторы.
Подготовка, ресурсы, решительность, инициатива.
Ну и в конце концов. Если кто-то когда-то вам, повторяя расхожие тезисы московской пропаганды, скажет:
«А вот в Киеве был Майдан, власть стала незаконной, поэтому никакие договора не действуют, и РФ имеет право аннексировать Крым и Донбасс»,
спокойно отвечайте:
«Тогда с 1993 года, когда произошел ельцинский переворот, все регионы РФ имеют полное право на отделение, а соседние с РФ страны — на захват и аннексию любых территорий РФ. Да здравствуют свободные Ичкерия, Дагестан, Якутия и Смоленская народная республика!»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: