Сегодня подписан указ №227 «О повышении эффективности контрольной (надзорной) деятельности». Аналогичный указ, действовавший с 2009 года, признается утратившим силу.
Как отмечается, в указе прописаны нормы, направленные на снижение уровня бюрократизма, повышение цифровизации процессов.
В частности, субъекты хозяйствования теперь смогут не вести книгу контрольных (надзорных) мероприятий. Также можно будет не вести журнал производства работ, сведения, которые вносились в него, уже поступают в интегрированную автоматизированную систему контрольной (надзорной) деятельности.
Упразднено ведение и использование единой информационной базы данных контролирующих (надзорных) органов.
В указе содержится Положение о порядке проведения мероприятий технического (технологического, проверочного) характера. В нем устанавливаются сроки, права, обязанности субъектов и должностных лиц контролирующих (надзорных) органов.
Кроме того, в документе прописаны меры ответственности контрольных и надзорных органов за нарушение порядка проведения проверок, мониторинга, мероприятий технического характера.
Усилена профилактическая роль мониторинга за счет изменения подхода к применению мер ответственности, то есть они будут применяться только при неустранении добровольно нарушений в установленный срок при каждом факте их выявления.
Введена обязанность для проверяющих определять срок для устранения выявленных нарушений исходя из их специфики. Будет учитываться при этом объективная возможность устранения нарушения в установленный срок.
Кроме того, приведена в соответствие с иным законодательством терминология, употребляемая в законодательстве о контрольной (надзорной) деятельности.
Как пояснил председатель КГК Василий Герасимов, указ учитывает жесткое требование Лукашенко: все, что касается жизни и здоровья граждан, налогов и других серьезных нарушений, — ответственность должна быть та, которая предусмотрена законом.
Документом также урегулировано проведение мониторингов.
«Для того, чтобы мониторингами не подменяли проверки. Что касается мероприятий технического характера, то если раньше правила устанавливал каждый орган, то сейчас такого не будет.
Будут единые правила. При этом мы должны понимать, что мониторинги и мероприятия технического характера (а это проверки лифтов, оборудования, машин) занимают 96% всех контрольных мероприятий. То есть этот пласт сейчас будет урегулирован.
Есть и другие изменения. Например, сроки для устранения нарушений должны быть адекватные. К сожалению, были случаи, когда давали на устранение нарушений, где объективно требуется несколько недель, к примеру, два дня», — пояснил глава КГК.
По его словам, указ является сбалансированным документом и учитывает мнение субъектов хозяйствования.
«Поэтому то, что изменяется в плане мониторингов, мероприятий технического характера, для субъектов, конечно, лучше с точки зрения защиты их интересов. Но есть вещи, которые ужесточают требования.
Ранее был мораторий на проверки субъектов в течение двух лет после образования предприятия. Сейчас, например, что касается ценообразования, если мы видим, что субъект систематически нарушает, то такие проверки будут возможны. Поэтому в данном случае учтены интересы всех», — добавил он.
Генпрокурор Андрей Швед подчеркнул, что сейчас проверки будут начинаться только с наличия соответствующего документа, в котором четко указаны время, цель проведения проверки и кто это делает.
«То есть если проверяющий выходит, например, за предмет проверки, за цель проверки, он несет за это ответственность. С другой стороны, субъект хозяйствования вправе ему отказать предоставить информацию, документы, сказать, что к проверке это не имеет никакого отношения, и он будет прав», — сказал он.
Также, по его словам, у проверяемого есть широкие права на обжалование в случае несогласия с выводами контролеров.
В документе прописан запрет для проверяющих мешать повседневной деятельности добросовестного субъекта хозяйствования.
«Необходимо снять ненужное давление на экономику, на субъектов хозяйствования, на предпринимателей с тем, чтобы, как люди говорят, их никто не кошмарил и не мешал работать. Это самая главная мысль», — отметил Швед.
Вместе с тем, генпрокурор заявил, что принятие указа не меняет политику работы контролеров.
«Это не означает, что должна быть некая вольница — ее не будет. Конечно, мы понимаем, что проверочных мероприятий — контрольных, надзорных — будет меньше. Но они будут более эффективными — на это направлен указ», — сказал он.