Картофельный удар по репутации: проблемы с «символом национальной идентичности» разлетелись на весь мир

Александр Лукашенко на уборке картофеля Главное
Александр Лукашенко на уборке картофеля в 2017 г. Фото: president.gov.by

В Беларуси голод. К такому выводу запросто может прийти любой иностранец, прочитавший в новостях о беларусском картофельном кризисе. Читают далекие и близкие соседи и глазам не верят. Вот, думают, доруководились там, в центре Европы — даже картошка у них закончилась.

Да что там иностранцы — легко можно представить себе и беларуса, уехавшего на чужбину лет десять-пятнадцать тому. За эти годы он от нашей действительности малость оторвался, а новости с родины читает эпизодически. От случая к случаю. А тут как раз оказия случилась. Открывает он какой-нибудь новостной ресурс и чешет затылок — ничего себе, в стране дефицит. Да не чего-то там экзотического. Дефицит картошки, с которой, как ни крути, у многих соседей Беларусь напрямую ассоциируется.

Вот российский президент не поверил в картофельный катаклизм у соседей: — Как закончился? — удивился Владимир Путин. — Картофель в Беларуси закончился. Что-то такое.

Действительно, что-то такое. Иначе и не скажешь. Новости так со стороны и воспринимаются — в стране голод, есть нечего. Не Беларусь уже, а Северная Корея какая-то. Это к вопросу восприятия имиджа страны за рубежом. Поскольку, если знать контекст, воспринимается эта история несколько иначе. Но кто же за границей контекст знает? Нехватка чего-чего, а картошки по-любому воспринимается как дно донное.

Ознакомятся с этой информацией партнеры с «дальней дуги» и решат грешным делом — как же, дождешься от них обещанных поставок сухого молока, раз они сами себя накормить не могут. А написали о нашей картофельной эпопее многие зарубежные медиа — неудивительно, они же постоянно готовы заметить соринку в глазу официального Минска. А тут такой повод представился.

«Проблема важна, поскольку картофель является символом национальной идентичности», — пишет французская Le Monde. «В последнее время в стране с преимущественно плановой экономикой возникла нехватка продовольствия»,— цитирует Yahoo news агентство DPA. Британский таблоид Daily Express идет еще дальше, удивительным образом увязав поставки Беларуси российских ракет «Орешник» с нашим картофельным кризисом. Выведя тем самым картофельную проблематику на геополитический уровень.

Да ладно их медиа. Беда в том, что тема дефицита нагнетается и внутри страны. Причем самим Александром Лукашенко. Вот он декларирует необходимость экономить. То есть потреблять поменьше дефицитного, надо понимать, продукта. Рекомендует отказаться от дефицитной картошки. С подведенной под это базой из области здорового питания. Дескать, «если мы будем есть картошку, <…>, то худенькими не будем. Один раз в неделю, два максимум, и то запеченную, пюре», — выдал установку политик.

Где-то всплакнула одна французская королева, рекомендовавшая своим подданным есть пирожные, поскольку у них нет хлеба. Понятно, что беларусский политик иные цели преследовал. Но из песни слов не выкинешь. Контекст, подача — не совсем ко времени оказалась данная кулинарная рекомендация. И сказанное неумолимо легло на весы дефицита.

А если вспомнить былое, то дело обстоит еще хуже. Поскольку, следуя рецептуре Лукашенко, пищевые потребности беларусов с течением времени как-то неумолимо занижаются. Вот в 2014 году, выступая с традиционным посланием народу и парламенту, политик говорил: «Зачем есть мясо с картошкой? Ну съешь ты с селедкой ее там, с рыбой. Но зачем ты на ночь вместе с этой бульбой жрешь мясо и ложишься спать? Как ты будешь спать? Как ты проснешься утром?».

То есть тогда речь о мясе шла. Картошку еще можно было, сколько угодно. Спустя двенадцать лет положение усложнилось. Теперь и картошка раз-два в неделю. О мясе, похоже, разговор уже не ведется. Вот тебе и доуправлялись.

Полтора года назад на совещании по регулированию цен Лукашенко требовал, чтобы главы облисполкомов и Мингорисполкома обеспечили на прилавках наличие беларусских картофеля и овощей по доступным ценам. А если снова доведется есть египетскую картошку — чиновникам придется пенять на себя. Как выполняются поручения, мы как раз и наблюдаем. Правда, незаметно, чтобы кто-то где-то на себя пенял.

Оно и понятно. Чиновников выгонишь — где других брать? Очереди из желающих не наблюдается. И себя самого не выгонишь, не уволишь за просчеты. Значит, нужен стрелочник, на которого можно списать проблему. И он, конечно же, нашелся. Выяснилось, что в стране действовали картофельные заговорщики. Которые создали искусственный дефицит, дабы показать негативные последствия вмешательства Лукашенко в ценообразование. И стояли за заговором крупные торговые сети. Они, как утверждал политик, специально придерживали картофель на складах, чтобы обвинить во всем власти.

Только поезд-то уже ушел. Своему населению, конечно, можно и таких виноватых подать на блюде. Они, если не скушают, то и виду не подадут, что продукт с душком. А вот как быть с разорвавшейся вовне информационной бомбой — вопрос.

Про дефицит картошки в самой картофельной стране мира только ленивый не написал. Как теперь доказывать и союзникам, и противникам, что голода у нас нет? Ведь о беларусской картофельной проблематике нынче детально осведомлены даже пингвины в Антарктиде. Стоили того предпринятые шаги в политике ценообразования? А, главное, какой заговор в стране будет раскрыт следующим? Луковый, морковный? И какой еще корнеплод беларусам окажется вредно есть в ближайшем обозримом будущем?

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

  1. Нат

    У кропку))))

    Ответить

Последние новости