Беларусь направила официальные обращения о присоединении к БРИКС. Только вот из желающих вступить в это межгосударственное объединение уже выстроилась длинная очередь. И не исключено, что стоять в ней официальному Минску придется долго, ведь далеко не все государства — члены союза заинтересованы в его расширении.
Союз развивающихся
БРИКС – неформальное объединение стран с развивающейся экономикой: стороны не связывает юридически обязывающий договор. Изначально объединение называлось БРИК – по первым буквам названий государств – учредителей: Бразилии, России, Индии и Китая. В 2011 году к организации присоединилась Южно-Африканская Республика, и аббревиатура превратилась в привычное сегодня БРИКС (BRICS — Brazil, Russia, India, China, South Africa).
Годом рождения организации считается 2006-й, хотя первое совещание глав стран состоялось только в 2008 году. В 2009 году прошел первый официальный саммит организации.
Среди целей БРИКС – укрепление сотрудничества между государствами — членами объединения и с развивающимися странами, развитие торговли, финансовых механизмов, координация в области политики, развитие технологий и внедрение инноваций. На страны – члены организации приходится около четверти мирового ВВП и более 40% населения Земли.
Официальный Минск называет свое стремление присоединиться к БРИКС логичным шагом «в контексте реализации беларусских подходов по расширению взаимодействия в многосторонних форматах с традиционными партнерами и дружественными государствами». Проще говоря, режим стремится получить доступ к новым рынкам и к финансам – институты БРИКС, например, New Development Bank (NDB) и Contingency Reserve Agreement (CRA) финансируют инфраструктурные проекты и поддерживают финансовые системы стран — членов объединения.
Желающих хоть отбавляй
Но Беларусь – не единственная страна, которая стремится сегодня вступить в эту организацию. Свыше 40 государств выражают желание стать членами объединения, а заявки на вступление в БРИКС подали более 20 стран. Такие цифры привел посол по особым поручениям по Азии и БРИКС в МИД ЮАР, шерпа БРИКС от ЮАР Анил Суклал. Среди желающих – Аргентина, Иран, Египет, Алжир, Индонезия, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия.
Однако и с их вступлением все может оказаться непросто. Вопрос расширения организации станет одним из ключевых на ежегодном саммите БРИКС, который пройдет с 22 по 24 августа в Йоханнесбурге.
Проблема в том, что далеко не все государства БРИКС поддерживают идею расширения. Как пишет Bloomberg со ссылкой на осведомленных официальных лиц, против принятия новых членов выступают Индия и Бразилия.
По информации издания, эти страны выступили с возражениями на подготовительных переговорах к саммиту в Йоханнесбурге, где должна обсуждаться возможность расширения БРИКС и присоединение к союзу Индонезии и Саудовской Аравии.
Камень преткновения – влияние в организации и отношения с Западом.
Доминирование Китая
Бразилия и Индия опасаются роста влияния в БРИКС Китая, который как раз и выступает главным лоббистом расширения объединения. Пекин стремится вовлечь в организацию своих сателлитов, чтобы увеличить в ней собственный вес и превратить в инструмент для противостояния США. Китай рассматривает БРИКС как альтернативу G7.
Влияние Китая в БРИКС и без того велико – его экономика самая мощная среди всех государств, входящих в организацию. Джим О’Нил, бывший глава «Голдман Сакс», который и придумал термин БРИКС, еще в 2014 году пошутил, что если бы ему снова пришлось придумывать, то он бы сократил название организации с БРИКС до одной буквы «К» — Китай.
С расширением объединения за счет африканских и азиатских стран, которые находятся под политическим и экономическим «зонтиком» Китая, его роль в организации еще больше возрастет. Это вызывает опасения у Бразилии и Индии.
В потенциальных конфликтах с США и ЕС тоже заинтересованы не все государства — члены БРИКС. Тем более что отношения Пекина и Вашингтона в последнее время заметно обострились. Бразилия хочет избежать расширения, в том числе из-за опасений конфронтации на этой почве.
Не зря БРИКС часто называют союзом с лишь частично совпадающими интересами. И Бразилия, как сообщил анонимный чиновник из этой страны, работает над тем, чтобы избежать прямых столкновений в блоке БРИКС, но при этом сопротивляться давлению Китая, стремящегося подчинить объединение и решать с его помощью собственные задачи.
«Десятки других стран также хотят присоединиться к альянсу, подпитывая опасения Запада, что БРИКС стремится стать противовесом Вашингтону и Европейскому союзу», – пишет Bloomberg. То, что такие опасения есть, похоже на правду: ранее издание сообщало, что в ходе недавнего саммита ЕС и Сообщества латиноамериканских и карибских государств (CELAC) в Брюсселе Евросоюз призвал Аргентину не присоединяться к группе БРИКС до окончания войны в Украине.
Так что желающим вступить в БРИКС, похоже, теперь придется выбирать между Западом и Китаем.
Есть противоречия и в том, кого следует рассматривать в качестве потенциальных членов. Индия, например, считает, что страны БРИКС при расширении должны ориентироваться на страны с развивающейся экономикой, а также на такие демократии, как Аргентина и Нигерия. А не на Саудовскую Аравию с ее династическим и автократическим правлением. Тут уместно вспомнить и о нашей стране, и об ее перспективах в группе, ведь Беларусь сегодня гораздо ближе к саудитам, чем к той же Аргентине, которая значительно опережает нас в рейтинге по уровню демократии.
Альтернативные варианты
Любое решение о расширении БРИКС потребует консенсуса среди стран, которые соберутся в августе на саммит.
Индия и Бразилия стремятся сгладить возникшие противоречия и, как сообщается, будут предлагать свои варианты – привлечение новых стран со статусом наблюдателей или стран-партнеров. Индия настаивает на принятии строгих правил, регламентирующих, как и при каких условиях прочие государства могут присоединиться к группе, отложив при этом ее расширение на неочерченную пока перспективу. Южная Африка поддерживает обсуждение различных вариантов членства, но не против расширения. В этом нет ничего неожиданного, ведь эта страна в своем время сама вступила в организацию по протекции Китая, который рассматривает ее как свой форпост на африканском континенте.
Россия не занимает твердой позиции по расширению БРИКС. Судя по всему, она, с одной стороны, тоже не заинтересована в росте влияния Китая, но с другой не желает выступать против воли Пекина, чтобы не вступать с ним в конфронтацию.
Предстоящий саммит многие расценивают как акцию, которая должна была продемонстрировать миру стремление БРИКС утвердиться в роли серьезной политической и экономической силы. Однако проблема расширения наверняка усложнит взаимопонимание между членами объединения и в итоге способна смазать задуманный эффект.
Дорога в БРИКС
Так что беларусский путь в БРИКС может оказаться не таким быстрым, как хотелось бы официальному Минску. Добраться до членства, вероятно, будет непросто.
И потому, что впереди в очереди немало гораздо более влиятельных и ценных для того же Китая государств. А Беларусь, скорее всего, далеко не первая в списке тех, кого Пекину хотелось бы видеть в объединении. И потому, что позиция всех стран-членов БРИКС о расширении пока далека от консенсуса.
Большинство государств, в том числе и так называемых «дружественных», будут в первую очередь заботиться о собственном благополучии. А от сегодняшней Беларуси выгода невелика. И токсичность беларусского режима вполне может сыграть свою роль, отодвинув нашу страну еще дальше в хвост очереди. Даже путь к статусу страны-наблюдателя или страны-партнера может занять не один год, ведь пока неизвестно, какими условиями будет обставлено их получение. Так что, вероятно, в ближайшее время Минску придется поискать новые рынки и финансы в других местах.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: