Беларусь – Экваториальная Гвинея: лучшая защита от переворотов – нанять тех, кто их организует

Комментарий
Наёмник одной из российских ЧВК в личной охране президента ЦАР. Фото: AFP

Казалось бы, удивительна неожиданно возникшая горячая дружба между двумя автократами — Александром Лукашенко и главой Экваториальной Гвинеи Нгема Мбасого. Но за ширмой всех озвученных планов по развитию взаимной торговли могут скрываться совсем иные интересы.

Передать в надежные руки

Действующий президент Экваториальной Гвинеи Теодоро Обианг Нгема Мбасого уже не молод — ему 81 год. Это важная деталь. Нет, дело не в том, что Мбасого выжил из ума от старости и утратил хватку при выборе союзников. Речь о другом. У президента Мбасого онкология. Правитель, возглавляющий Экваториальную Гвинею уже 44 года, с августа 1979-го, даже заявлял о намерении оставить свой пост после очередного срока. Но так и не решился на такой шаг. А потому в ноябре 2020 года снова был переизбран — на досрочных выборах, по данным местной ЦИК, за него проголосовали 94,9% избирателей.

А время поджимает. Мбасого нужно подготовить наследника. И обеспечить транзит власти. На роль преемника готовится старший сын правителя, Теодоро Нгема Обианг Манге. Еще в 2016 году президент Мбасого, отвечая на вопрос, готовят ли Теодоро-младшего к власти, сказал: «Экваториальная Гвинея не монархия… но если у него есть талант, я ничего не могу сделать». Тогда же старший сын был назначен первым вице-президентом.

Но одно дело назначить, а совсем другое — обеспечить преемственность власти и закрепить ее за сыном. Сам Мбасого стал главой государства в результате военного переворота. Тогда он занимал пост командующего Национальной гвардией и сверг собственного дядю, Франсиско Масиаса Нгему, который возглавил Экваториальную Гвинею после обретения ею независимости и даже успел объявить себя «пожизненным президентом». Гримасы истории — еще в 1976 году Мбасого лично арестовывал чиновников, протестовавших против политики его дяди, а уже через три года сверг, судил да и расстрелял ближайшего родственника.

Нравы, как видим, в некоторых африканских странах крутые. Возможно, поэтому вооруженные силы Экваториальной Гвинеи относительно невелики по численности: по состоянию на 2022 год армия страны насчитывала всего три пехотных батальона с ограниченными боевыми возможностями. ВМФ состоит из легкого фрегата и корвета, а также нескольких прибрежных патрульных катеров, ВВС располагали лишь несколькими боевыми самолетами и штурмовыми вертолетами. Несмотря на то, что президент Мбасого лично контролирует все назначения в армии, стопроцентного доверия, учитывая собственный опыт, к военным у него наверняка нет. Сам Мбасого пережил три попытки госпереворотов и, естественно, заинтересован в том, чтобы застраховать от них своего наследника.

Да и к надежности рук, в которые Мбасого намерен передать власть, у него могут быть вопросы: провозглашенный наследник Теодоро имеет репутацию плейбоя и, судя по всему, больше интересуется шикарной недвижимостью, яхтами, женщинами да автомобилями. Потянет ли он такое бремя без серьезной помощи? Лучше извне, так надежнее, ведь про свою Нацгвардию президент Мбасого давно уже в курсе.

Несметные богатства

Защищать власть и своих наследников у Мбасого есть веские причины. В 1991 году на шельфе в территориальных водах Экваториальной Гвинеи были обнаружены обширные запасы нефти. Средства от экспорта нефти и газа составляют более трёх четвертей доходов бюджета Экваториальной Гвинеи. Но на качестве жизни местного населения это мало сказалось — более трех четвертей граждан страны живут за чертой бедности. Зато Мбасого правозащитная организация Freedom House называла «самым клептократическим автократом из ныне живущих в мире», — согласно ее докладу, президент Экваториальной Гвинеи и его семья единолично пользуются всеми богатствами государства. В то время как большинство населения живет в страхе перед репрессиями и прозябает в крайней нищете.

И вот клан обладателей всех этих богатств вдруг проявляет повышенный интерес к братской дружбе с Беларусью и с Россией.

Неожиданный интерес

В свое время Экваториальная Гвинея закупала оружие у бывшего СССР. Со временем арсеналы ветшали и устаревали. В 2004 году соглашение о военно-техническом сотрудничестве с этой страной заключила Украина. Во главе угла стояла модернизация вооружений, поставленных по советским еще контрактам. Закупалось и кое-что взамен, но опять-таки из украинских советских еще запасов: в 2018 году Экваториальная Гвинея даже вошла в топ-30 основных стран – экспортных партнеров ВПК Украины. Но после начала российско-украинской войны эти поставки, очевидно, сошли на нет.

В 2011 году, в бытность президентом РФ Дмитрия Медведева, аналогичное соглашение Экваториальная Гвинея заключила и с Россией. Дела, похоже, шли ни шатко ни валко — в открытых источниках есть упоминания лишь о небольших сделках. Например, о намерениях Экваториальной Гвинеи закупить у РФ боевые машины пехоты БМП-3. Зато в сборнике статей «Сотрудничество участников Евразийского экономического союза со странами Африки» за 2022 год Экваториальная Гвинея находится в категории «незначительных партнеров» с объемом внешнеторгового оборота от 1 млн до 100 млн долларов США. Слезы.

В Беларуси же вообще практически не вспоминали о существовании на политической карте мира такого государства. И никакого особого интереса к Экваториальной Гвинее не было. В 2020 году торговый оборот Беларуси со всеми государствами Центральной Африки, куда входит и Экваториальная Гвинея, составил всего 33 млн долларов.

Но мы же не забыли о Мбасого, которому необходимо обеспечить безопасность свою и семьи, верно? Его такое положение дел наверняка не очень устраивало. Ведь на поддержку Запада рассчитывать не приходится — там его вместе с семейством воспринимают как кровожадного диктатора и коррупционера.

И в июне министр иностранных дел Беларуси Сергей Алейник отправляется с визитом в эту страну. Министра сопровождает скандально известный бизнесмен, почетный консул Беларуси в Зимбабве Александр Зингман — персона, близкая к Виктору Шейману, отвечающему в беларусской властной иерархии за работу с Африкой.

Спустя всего три недели Мбасого уже ждут в Минске и в Москве. Но визит пришлось отложить из-за вспыхнувшего бунта и «похода на Москву» руководителя группы «Вагнер» Евгения Пригожина.

До Минска президент Экваториальной Гвинеи доехал в сентябре. Темпы согласования новых сроков визита дают основания предполагать, что в задержках ни одна из сторон не была заинтересована. Сообщалось, что по итогам переговоров с Александром Лукашенко подписан ряд документов. В том числе межправительственное рамочное соглашение об экономическом, торговом, культурном, научном и техническом сотрудничестве, соглашения о сотрудничестве в здравоохранении и в образовании и даже соглашение между Министерством культуры Беларуси и Министерством культуры, ремесел и туризма Экваториальной Гвинеи.

Беларусь и Экваториальная Гвинея договорились о взаимном открытии посольств. Эта страна даже попала в число «опорных точек» для активизации беларусской торговли со странами Африки. Следом об открытии своего посольства в Экваториальной Гвинее заявила и Россия. Вот такой синхронный союзный интерес к империи Мбасого.

Техника и в технику?

Затем следует череда визитов. В начале ноября Мбасого уже в Москве, предстает пред светлые очи Владимира Путина. И о чем он хочет побеседовать с российским президентом, даже не дожидаясь окончания открытой для СМИ части переговоров? Правильно — о «сотрудничестве в области обороны, в области защиты наших стран». Хочет так рьяно, что российский лидер даже вынужден прервать гостя, сообщив, что эту тему они обсудят потом, «без прессы».

Затем уже Лукашенко отправляется с официальным визитом в Экваториальную Гвинею из ОАЭ, практически сразу после поездки в Китай. А не были его китайские переговоры вызваны, в том числе, и необходимостью объяснить китайским товарищам, имеющим свои интересы в Африке, вдруг возникшую активность в отношениях с Мбасого? И получить от них «добро» на нее?

Кто кому подсуетил Мбасого – Лукашенко Путину или наоборот — вопрос открытый. Мбасого и сам мог выйти на беларусского правителя через его посланцев в Африке. Или же его инициатива продвигалась через Россию. Но, так или иначе, он мог сделать союзникам весьма интересное предложение. А именно — оказать его стране военную поддержку.

Например, обеспечить «крышу» для экваториальногвинейского транзита власти с помощью ЧВК. Того же «ГардСервиса», разбавленного наемниками бывшего «Вагнера», не желающими возвращаться в Россию? Конечно, на это потребовалось согласие Путина. Как и на помощь со стороны России военной техникой и с финансовыми инструментами для ее поставок.

К тому же волк вроде Мбасого не может не понимать: лучший способ защититься от переворота — нанять того, кто эти перевороты и устраивает. Этим славилась в Африке Россия и ее «вагнеровцы». Так что тендем Москва – Минск в этой гипотетической сделке Мбасого вполне способен рассматривать как некую гарантию.

Все остальное – сельское хозяйство, медицина и здравоохранение – лишь незначительный довесок к подобной сделке. А может и вовсе не более чем ширма. Ну правда, неужели можно поверить, что Мбасого, которому 44 года было плевать на собственное население, вдруг озадачится такого рода проблемами?

Примечательно, что государственные пропагандисты практически в открытую обсуждают подобные сценарии. Вот в программе «По существу» на СТВ экономический аналитик Георгий Гриц, рассуждая о партнерстве официального Минска с Экваториальной Гвинеей, заявляет: «… Идет перераспределение партнерских отношений в этой стране, и назревает конфликт с западными странами. Каким образом та же Гвинея может ответить? Что представляет гвинейская армия? У них порядка 1,5 миллиона численность населения, 1200 военных. С этой точки зрения надо находить тренды, которые интересуют конкретный регион. Сегодня тренд – это усиление военной составляющей этой страны. Мы не можем заявлять, что мы вам поможем создать армию. Надо быть умнее. Но мы в голове это имеем в виду и вместе с российскими поставляем туда технику с помощью финансовых инструментов той же России».

Тут все в лоб. И про «перераспределение партнерских отношений», и про возможные конфликты, и про слабость местной армии. И про тренды, а главный африканский тренд — те самые государственные перевороты. И про поставки техники.

А заодно и тех, кто сядет в эту технику?

Ну а дальше, простите за каламбур, дело техники. Наследник под твоей защитой, а значит, и под твоим влиянием. Получить в свое распоряжение страну с большими запасами нефти и прочими редкоземельными металлами — хороший куш. Сорвать с этого можно значительно больше, чем с поставок тракторов и строительства агрогородков. Хотя и они не помешают. Тоже копейка.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: