На прошлой неделе мы опубликовали текст о том, как эволюционировала система подготовки мобилизованных в Украине — от определенного хаоса первых дней войны ко все более продвинутым тренировкам и оснащению.
В этом материале мы расскажем о том, как изменялась ситуация с мобилизацией, подготовкой и снаряжением солдат в РФ.
Неумелые профессионалы
РФ формально вторглась в Украину почти исключительно кадровыми частями, состоявшими из контрактников, хотя позднее властям пришлось признать, что срочники в ряде случаев также привлекались к участию в «СВО». Теоретически такая группировка вторжения должна была быть более профессиональной, чем противостоящая ей призывная армия Украины, а также украинские отряды добровольцев и полицейских. Однако все оказалось далеко не так.
Разбитая российская колонна боевой техники в первые дни войны в украинской Буче:
Принцип комплектования армии далеко не всегда совпадает с уровнем профессионализма. Можно отлично готовить срочников и резервистов, а можно годами забивать и на обучение контрактников. У Вооруженных сил РФ в значительной степени получилось именно последнее — уровень подготовки многих солдат и офицеров оказался куда ниже среднего, иногда даже в элитных подразделениях.
«И когда теперь укромутанты показывают видео с горелой техникой и битыми десантниками — чего же удивляться? Я думал одно время наивно, что у них такое отношение к медицинской подготовке. У них такое отношение ко всей боевой подготовке! Стрелковка, тактика, батальонные учения, обучение офицеров, работа по картам — все делается на уровне фотоотчета», — считает росийский боевик-военврач Дмитрий Евич.
Многие офицеры и генералы РФ относились к службе как к отбыванию времени на нелюбимой работе, когда главное — досидеть месяц до зарплаты. Они совершенно не рассчитывали готовить себя и солдат к большой и тяжелой войне, а тем более участвовать в ней, рассказывал российский отставной офицер и военный блогер Александр Арутюнов. По его мнению, офицерам-московитам часто не хватает также инициативы и стремления отстаивать свою точку зрения перед начальством: главное — доложить начальству то, что оно хочет услышать.
Лукашенко на учениях «Союзная решимость-2022», которые стали прикрытием для подготовки вторжения в Украину — тесное размещение техники и «стратегическая трибуна» в наличии:
«Скорее всего, у них все то же самое, что было в советской армии. Даже большие учения не являются соревнованиями между подразделениями и их командирами — кто придумает и проведет наилучший маневр, чьи солдаты более умело и быстро действуют. Высокому начальству на определенном участке местности изображают военный театр, где все ходы — вплоть до проезда и выстрела каждого танка, перебежки едва ли не каждого пехотинца — расписаны заранее, а мишени красиво падают независимо от того, было ли попадание. То же самое для Лукашенко устраивают и у нас», — рассказал офицер советской и беларусской армий в запасе, который просил не называть его имя.
Именно для услаждения глаз начальства на учениях так плотно друг к другу и без маскировки ставится техника, плотно едут танки, часто густыми цепями бежит вперед пехота, постреливая «от живота» холостыми патронами. Президентам и министрам строят высокие трибуны прямо на «поле боя», с которых оно может обозревать «красоту».
На войне в Чечне, где можно было использовать подавляющее техническое и численное превосходство (солдат, офицеров и генералов в ВС РФ было больше, чем всех чеченцев вместе взятых, включая младенцев, женщин и стариков), эта слабость армии московитов в подготовке иногда оборачивалась очень тяжелыми потерями, но не приводила к проигрышу в целом. Войны в Сирии и Грузии были легче и не заставили московитов вести долгие кровопролитные сражения. А вот вторжение в Украину привело распиаренные ВС РФ на бойню.
Попытка воевать без мобилизации
Кадровая армия РФ оказалась неспособна к большой современной и продолжительной войне. Ей первоначально хватало относительно современных танков и бронетехники, артиллерии, ракет и самолетов, чтобы создать большие проблемы для украинцев. Однако связь, беспилотники, средства разведки, неспособность наносить действительно высокоточные удары на поле боя, военно-полевая медицина, неготовность к ведению боев ночью, неумение пользоваться полноценно даже имеющейся техникой, незнание тактики — оказались ахиллесовой пятой оккупантов.
Герой России, бывший уголовник, а теперь приближенный Путина Евгений Пригожин вербует заключенных в «ЧВК Вагнер»:
Понеся большие потери за полгода войны, армия московитов пыталась всеми способами привлечь на службу как можно больше контрактников — были введены неслыханные 3-х и 6-тимесячные контракты с обещанными зарплатами до 3000 долларов в месяц, активно требовали подписывать контракты от срочников, были снижены требования по возрасту и здоровью. Отдельно создавались добровольческие части по региональному признаку. В так называемые «ЧВК», находящиеся под крылом Минобороны РФ, стали завлекать уголовников из тюрем со статьями вплоть до убийства, разбоя и изнасилования.
Отдельно были отправлены на войну части БАРС — «боевого армейского резерва страны». В теории это должны были быть люди, которые отслужили срочную службу и, заключая договор с Минобороны РФ, остаются на гражданке, но, в отличие от обычных резервистов (запасников), регулярно часто собираются на сборы для военной подготовки или переподготовки. Формально в 2021 году в БАРС входило несколько десятков тысяч человек, отмечал израильский военный эксперт, офицер запаса Давид Гендельман.
Мобилизация в «ДНР»:
Кроме того, с самого начала широкомасштабной войны началась тотальная мобилизация в «ДНР» и «ЛНР», где мужчин почти вне зависимости от возраста и здоровья стали массово отправлять на передовую с минимумом снаряжения, без подготовки и с устаревшим оружием. Потом отдельные батальоны и полки «мобиков» приказами Генштаба РФ раскидывали по совершенно разным участкам фронта ни в малой степени не считаясь с тем, что хотя бы формально это не подразделения армии РФ.
Однако к концу лета стало ясно, что все эти меры неспособны обеспечить необходимые ВС РФ ресурсы для наступления — продвижение вперед окончательно остановилось, а в сентябре украинские войска нанесли московитам сразу два чувствительных удара в Харьковской и Херсонской областях.
21 сентября Путин объявил в РФ мобилизацию.
То, что мертво… сгниет
О том, как началась эта мобилизация, мы уже писали две недели назад. Довольно скоро стало понятно, что мобилизация проводится вне каких-либо категорий годности по возрасту, специальности и здоровью — военкоматы гребут всех подряд, лишь бы выполнить план по количеству.
За прошедшее время также выяснилось, что, как мы и писали, скорее всего не существует никакой «ограниченной мобилизации в 300 тысяч человек», о которой рассказывали министр обороны РФ Шойгу и Путин. Некоторым регионам, которые уже вроде бы на 100% выполнили план по мобилизации, уже спустили новые указания по набору.
Жители Москвы сообщают о массовых вручениях повесток у станций метро
Очевидцы сообщают, что сотрудники полиции опрашивают мужчин, собирают их данные и вручают повестки. Некоторых уводят в свои автомобили. pic.twitter.com/v7IgIxnBTI
— SOTA (@Sota_Vision) October 14, 2022
В Ростовской области «отмечается, что регион получил новый план по мобилизации через восемь дней после того, как пресс-служба губернатора заявила, что мобилизационное задание выполнено».
Аналогичные сообщения были из Курской, Воронежской областей, из Бурятии. В Москве мужчин стали забирать на войну во всех возможных местах скопления — от пунктов помощи бездомным до хостелов и офисов. Опять же, мы прогнозировали это в нашей предыдущей статье о мобилизации у московитов.
Также за эти дни стало ясно, как проходит подготовка российских мобилизованных на 8-м месяце войны. Проходит она очень неровно — сразу по нескольким причинам.
Во-первых, часть мобилизованных отправляют на войну вообще без подготовки. Так, недавно в плен к украинцам попали люди, которых просто привезли и бросили с автоматами осенью в окопы посреди ничего — под минометный огонь. В конце концов пошел дождь, люди промокли, замерзли, устали бомжевать — и пошли примерно в сторону «своих». Наткнулись на украинский блокпост и подняли руки вверх.
Пленные мобилизованные-московиты:
Во-вторых, учебные центры ВС РФ подготовлены для приема примерно 120 тысяч призывников, а не 300 или более тысяч мобилизованных. Для большой части людей просто не оказалось места — ни коек, ни помещений. Были случаи, когда людей не просто клали спать на пол, а отправляли спать за воротами воинской части на голой земле, согреваясь кострами.
В-третьих, аналогичная проблема возникла с униформой и снаряжением — их катастрофически не хватает. Это касается и обуви, и штанов, и курток, и теплых вещей, и касок, и бронежилетов, и средств индивидуальной медицинской самопомощи. В некоторых регионах мобилизованным выплачивают деньги, чтобы те покупали что-то в коммерческих магазинах, в некоторых регионах — просто публикуют списки того, что нужно купить за свой счет.
Мобилизованные живут под открытым небом, обогреваясь алкоголем:
Стали производиться эрцац-бронежилеты и каски, которые вряд ли от чего защитят, но хотя бы внешним видом как-то поддержат боевой дух мобилизованного.
«В подразделения МО идут говнобронежилеты «Модуль-монолит»… Кажется, от НПО «Спецматериалы». Их шьет на вылет самый простой патрон 5.45х39 Калашникова. Это однозначно повод для того, чтобы этих людей судить и нах#й расстрелять их в этих самых бронежилетах. Я не говорю про их поделку «Колпак-2″, когда взяли ржавую каску СШ-40, изнутри приклеили криво слой сверхвысокомолекулярного полиэтилена… То, что такие бронежилеты на вооружении — это преступление», — говорит Александр Арутюнов.
Однако сейчас в РФ даже за свой счет экипироваться далеко не так просто — цены на нужное снаряжение подскочили в разы, а частично необходимые вещи просто пропали с рынка. Учитывая наступление холодов, сомнительное состояние здоровья большой части мобилизованных и слабость экипировки — скорее всего, это приведет к большому числу небоевых потерь среди московитов.
Рамка, которая вряд ли удержит картину
Если посмотреть на строй пехоты 18-19 века сверху, то мы увидим линии солдат, которых со всех сторон обрамляют офицеры и сержанты. Именно отсюда появилось новое значение французского слова cadre (рамка) — постоянный обученный состав, контролирующий и направляющий массу солдат в бой.
И как раз с этой «рамкой» для мобилизованных РФ возникают едва ли не самые большие вопросы.
Кроме проблем с материальным обеспечением и размещением, никуда не делась проблема с невысоким уровнем готовности российских офицеров к обучению солдат. Большая часть потенциальных инструкторов — на фронте или погибла. Для оставшихся офицеров мобилизованных не только слишком много, их далеко не все умеют правильно и эффективно обучать. Нет ни единых программ, ни методик. При том что количество времени на подготовку мобилизованных, естественно, выделено куда меньше, чем ранее выделялось на подготовку обычных призывников.
Интересный диалог мобилизованных и офицеров о проблемах подготовки:
В некоторых частях мобилизованные вообще «обходятся» строевой подготовкой — их больше никто и ничему не может научить. Нет ни инструкторов, ни материальной базы для обучения — на территории части далеко не всегда есть полигоны и стрельбища (тем более не только для стрелкового оружия). В обычное время было не проблемой несколько раз в год возить солдат за Х-десятков километров на стрельбище по очереди с другими частями. Сейчас такой возможности может и не быть.
Обращение мобилизованных 15 мотострелкового полка Таманской дивизии:
В других частях для хотя бы частичного решения проблемы — например, для обучения мобилизованных самым основным манипуляциям и основам безопасного обращения с автоматом Калашникова — привлекают коммерческих инструкторов, сотрудников гражданских стрелковых ассоциаций. Где-то боеприпасов для обучения выдают мало, где-то их привозят целыми грузовиками. Однако просто стрелять и попадать — это далеко не значит быть подготовленным бойцом боевого подразделения.
Призывались, конечно, из запаса и офицеры, однако многие из них, скорее всего, никогда не служили офицерами, а просто закончили военные кафедры 10-20 лет назад и теперь умеют и помнят не больше, чем остальные мобилизованные.
Предназначенные для забоя?
При этом мобилизованных не планируется использовать просто для пополнения уже воюющих частей. В этом случае мобилизованные с грехом пополам могли бы учиться у своих уже обученных и обстрелянных боевых товарищей. Из мобилизованных будут создавать многочисленные новые подразделения.
«Значительная часть мобилизованных отправится на формирование «с нуля», чисто на мобилизационных кадрах, _стрелковых_полков_… Организация же «с нуля» новых «мобилизационных стрелковых полков» чисто на мобилизационных кадрах, в том числе офицерских, для которых полков ни артиллерии, ни подготовленных артиллеристов, ни связи, ни подготовленных связистов, ни боевой техники с подготовленными экипажами, нет, это организация заведомо небоеспособных воинских частей, которые в современных боевых условиях смогут быть только и исключительно толпой лёгких мишеней для украинской артиллерии и миномётов. Ну и, поскольку даже уже существующие воинские части снабжаются хреново, снабжение «мобиков» будет от них отличаться только в худшую сторону», — пишет в блоге российский военнослужащий-связист «ЛНР» Андрей Морозов.
Традициям верны — показушная «подготовка мобилизованных» для высокого начальства. Мобилизованные без касок, бронежилетов и магазинов для автоматов:
Полки, видимо, будут называться именно стрелковыми, а не мотострелковыми, потому что для них уже нет в достаточном количестве бронетранспортеров и боевых машин пехоты. Они, в лучшем случае, будут передвигаться на военных грузовиках, а в худшем — на гражданском автотранспорте или вообще пешком.
Скорее всего, у них не будет и заметного числа тяжелого вооружения — артиллерии, минометов и т. д. Сейчас уже известно, что состав артиллерии действующих войск РФ стремительно архаизируется — с хранения берутся гаубицы Д-1, которые серийно выпускались с 1943 по 1949 год.
Д-1 едет на войну 21 века:
Гаубица Д-1 обр. 1943 года массово поступает на вооружение артиллерийских подразделений РФ. Вот её первый засвет.
??? pic.twitter.com/4LLPjDlEQ3— Serhio (@Serhio62472993) October 12, 2022
«То есть в пожарном порядке массово создаются и готовятся к отправке на фронт оргструктуры, способные только и исключительно на массовый забой собственного личного состава», — считает Морозов.
***
Наш прогноз, учитывая последние новости: скорее всего, если мобилизацию для войны против Украины будут проводить власти Лукашенко, то в категорию «предназначенные для забоя» беларусские мобилизованные попадут с первого же дня.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: