Утром Абхазия – вечером кредит. Зачем Шувалов приезжал в Беларусь

Главное
Александр Лукашенко и Аслан Бжания в Абхазии. Фото: сайт Аслана Бжания

Позавчера Александр Лукашенко посетил Абхазию и встретился с ее «президентом» Асланом Бжанией. А сегодня в Минск обсуждать беларусско-российские проекты по импортозамещению прибыл председатель государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Игорь Шувалов. Есть ли связь между этими событиями?

Еще в конце мая этого года президент России Владимир Путин заявил, что договорился с Александром Лукашенко о выделении средств на импортозамещение. По его словам, отдельное финансирование будет выделено и на производственные проекты внутри Беларуси, продукция которых будет востребована в самой России. А в начале июня Александр Лукашенко назвал конкретную цифру: на импортозамещающие проекты на территории Беларуси Россия даст 1,5 миллиарда долларов.

В начале августа, назначая послом в Россию Дмитрия Крутого, Лукашенко поручил ему «интенсифицировать» планы по импортозамещению в 3-4 раза. Тогда Крутой рассказал, что российская сторона уже одобрила создание семи предприятий из четырнадцати. Теперь нужно организовать финансовые схемы.

«Теперь нужно понять, это будут межгос или межправкредиты, или сотрудничество между институтами развития, такими как «ВЭБ.РФ», «Сбербанк» и прочее», — сказал Крутой после назначения.

Казалось бы, Москва должна быть заинтересована в форсировании этих процессов – Россия явно испытывает дефицит импортной продукции и комплектующих. Но закончилось лето, почти прошел сентябрь, а о подвижках в развитии импортозамещающих проектов не сообщалось.

И 28 сентября, сразу после встречи с Владимиром Путиным в Сочи, Александр Лукашенко едет в непризнанную Беларусью Абхазию. Визит обставлен как неофициальный. Да и признания Абхазии Лукашенко, судя по информации со встречи, не обещает. По его словам, фундаментом отношений должны стать экономика и торгово-экономические связи. Официальный сайт Лукашенко скромно называет поездку не визитом, не переговорами, а «посещением исторических мест северо-восточного побережья Черного моря и встречей с Асланом Бжанией». Очевидно, что, сказав «а», Лукашенко не намерен спешить говорить «б» и признавать независимость этого сепаратистского региона Грузии.

А через два дня в Минск прилетает глава «ВЭБ.РФ» Шувалов обсуждать те самые средства на импортозамещающие проекты.

Конечно, это может оказаться простым совпадением. Но есть косвенные признаки, позволяющие предполагать обратное. По словам пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова, Путин и Лукашенко на встрече в Сочи не обсуждали признание Беларусью Абхазии.

Но тут же Песков делает интересную оговорку: «Это абсолютно внутреннее дело, суверенное право Беларуси, и мы ожидаем, что наши беларусские товарищи самостоятельно, и для них своевременно, примут соответствующее решение».

Ключевое тут – «своевременно». Явный намек на то, что затяжка с признанием может привести к каким-то не очень приятным для Минска последствиям. И средства на импортозамещение в размере 1,5 миллиардов, важные в нынешних условиях для беларусской экономики – хороший инструмент для давления на Лукашенко. Вопрос ведь не только в объемах выделяемых ресурсов, но и в условиях, на которых они будут предоставлены.

На встрече с Лукашенко Игорь Шувалов заявил, что приехал просить о поддержке проектов, которые «будет, конечно же, развивать БелВЭБ» – дочерний банк госкорпорации «ВЭБ.РФ». Формулировка «конечно же» предполагает, что этот вопрос обсуждению не подлежит.

Вряд ли это та форма кредитования, на которую рассчитывали беларусские власти. Получается, что средства будет контролировать и распределять российская сторона. Давать их дозированно, в зависимости от хорошего или плохого поведения официального Минска. А в перспективе речь может идти о создании в Беларуси предприятий, подконтрольных российской стороне. Или даже о поглощении ряда существующих беларусских производителей.

Почему бы не рассматривать это как реакцию России на «полупризнание Абхазии»? Результатом «полупризнания», неофициального визита стал «полукредит». Таким образом Путин намекает Лукашенко – нужно идти до конца, а не пытаться «продать» союзнику половинчатые решения.

Цена признания Абхазии вполне может составлять те самые 1,5 миллиарда. Кремлю прекрасно известны болевые точки Минска, и от уговоров он мог перейти к прямому давлению. Вот и выходит, что утром Абхазия – вечером кредит.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: