Бернар-Анри Леви: Украина-Курдистан, одна битва

В мире
Бернар-Анри Леви в Украине. Фото: Marc Roussel

Французский журналист, философ, писатель, кинорежиссёр Бернар-Анри Леви предложил Reform.by опубликовать свою новую статью, посвященную проблеме курдов и той роли, которую должны сыграть в судьбе этого народа западные демократии. Смогут ли США противостоять блоку авторитарных и неоимпериалистических государств, которые по сути объявили войну всему западному миру? Таким вопросом задается Бернар-Анри Леви:

Станет ли курдский народ еще одной жертвой войны в Украине?

Я даже не говорю об иранских или турецких курдах, которых начинают преследовать сильнее, пока Запад занят другим.

Я не говорю и о курдах Рожавы. Военный преступник Эрдоган, усилив свои позиции так называемым посредничеством в переговорах об украинском зерне, просит (у Тегерана и Москвы) разрешения дальше убивать их.

Я говорю об отрядах Пешмерга, то есть об иракских курдах, которым я посвятил два своих фильма. Я видел, как они борются с гидрой исламизма. Их героизм можно сравнить только с украинским, а мы снова бросаем их на произвол судьбы.

Что происходит в Эрбиле?

*

ИГИЛ возвращается. Поднимает голову и поглядывает на Сулейманию. Усиливает позиции в пещерах и подземельях у горы Карачок. Каждый день прощупывает оборонительные способности генерала Сирвана Барзани на бывшем фронте сектора 6 под Гвером. А партнеры курдов, и европейские, и американские, не осознают опасности. Неблагодарность? Низкая привычка демократии использовать и выбрасывать своих союзников? Или просто неспособность поверить в угрозу, слишком страшную, чтобы представить ее себе? Если это недоверие, то вот сообщение соучредителя (вместе с Томасом С. Капланом) американской неправительственной организации Justice for Kurds (JFK). Он владеет надежными источниками информации по этому вопросу и утверждает: ИГИЛ – опухоль, которую мы вырезаем; это черная ртуть, злая и сильная, испаряющийся газ, который распространяется и висит в воздухе, и только и ждет новой возможности напасть, стоит противникам ослабить бдительность. Именно это происходит в иракском Курдистане.

*
Иран принялся за дело. Пробуждаются его агенты в этой зоне. Он активизирует шиитских ополченцев-наемников Сил народной мобилизации, а в некоторых случаях – силы корпуса стражей исламской революции. Обстреливает ракетами районы, доступные с равнины Ниневии, и несколько раз в этом году попадал в окрестности Эрбиля и подступы к его аэропорту. А союзники Курдистана снова не придают значения этим тенденциям. Что это? Ненависть к курдскому исключению? Саботаж демократического эксперимента, влияния которого мы боимся, как Путин Украины? Как Путин, который снова обувает большие для него сапоги царей Святой Руси, как Си Цзиньпин, который от Тайваня до Африки по новым шелковым путям раздувает пепелища старых империй Хань, Мин и Цин, или как Эрдоган, пытающийся возродить несуществующую Османскую империю, банду аятолл, которые мнят себя наследниками Великой Персии, которая дошла бы по крайней мере до Багдада? Все три предположения верны. И я в «Империи и пяти королях» сказал, почему это является главным вызовом будущим поколениям.

*

Этот Курдистан, согласно международному праву со времен первой войны в Персидском заливе и начала конца Саддама Хусейна, является лишь Региональным правительством Курдистана, то есть одним из составляющих современного Ирака. Сейчас, под давлением именно Ирана, Ирак месяцами и даже годами работает над тем, чтобы ослабить, унизить и в конце концов задушить этот курдский «автономный регион» с, к сожалению, ограниченным суверенитетом. С 2014 года ему перестали выделять его долю федерального бюджета. Там 30 тысяч бойцов Пешмерга, которым не платят. Из года в год они брошены на милость американской администрации. И, опять же, экспорт и разработка нефти, жизненно важной для страны, запрещены из-за неправильной трактовки трех статей Федеральной конституции (статей 110, 111 и 112)… А союзники и здесь ничего не делают. Или делают мало. Если бы не бдительность двухпартийной группы американских представителей и сенаторов, которые вслед за Майклом Уолцем, Диной Титус, Джимом Ришем, Дагом Ламборном, Майклом МакКолом и Бобом Менендесом постоянно бьют тревогу, курды давно бы оказались в пещерах.

*

На этом этапе есть два решения.

Или Соединенные Штаты теперь умеют считать лишь до двух; они думают, что в мировой войне, объявленной им блоком авторитарных и неоимпериалистических государств, названных президентом Макроном на конференции послов, они не могут открыть более одного фронта. Тогда в Эрбиле нам готовят новый переворот, как в Кабуле.

Или они отдают себе отчет, что курдская нефть и газ являются одной из самых серьезных альтернатив российским нефти и газу; они понимают, что курды, которые были нашим оплотом против ИГИЛ, теперь являются нашим щитом от энергетического шантажа, навязанного Путиным, и дальнейшего хаоса; они мимоходом вспоминают тех древних, которых их Родители-основатели знали наизусть и которые говорили, что геополитика, если вы Афины или Рим, – это искусство видеть мир «будто это один город», – и тогда они считают, что одна и та же игра ведется в Киеве и в Эрбиле.

На французском языке статья будет опубликована в Le Point.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: