Александр Лукашенко попросил Владимира Путина дать «зеркальный ответ» Западу, политика которого «очень напрягает» официальный Минск. Инициативу можно рассматривать как просьбу разместить в Беларуси российское ядерное оружие. Разговор об этом шел на встрече с президентом России в субботу в Санкт-Петербурге.
В недавнем прошлом Лукашенко с Путиным уже укрепляли боеспособность Беларуси и России. Это было в декабре прошлого года, когда стало известно о совместных учениях «Союзная решимость». Необходимость их проведения Лукашенко тогда тоже объяснял военной активностью западных стран. Учения, как мы помним, закончились вторжением российских войск в Украину.
Впоследствии Лукашенко отрицал, что Беларусь и Россия готовили нападение на Украину вместе. Но, по его словам, он лично предложил Владимиру Путину оставить войска в Беларуси после завершения учений. Эти два тезиса не очень вяжутся между собой, и больше напоминают попытку продемонстрировать миру самостоятельность в принятии решений.
Впрочем, Запад уже тогда начал сомневаться в способности официального Минска проводить самостоятельную политику: после событий 2020 года беларусские власти все больше полагались на поддержку Москвы. И это, по мнению западных дипломатов, делало Беларусь дестабилизирующим актором в регионе.
Нынешняя история с ядерным оружием чем-то напоминает ту, с учениями. С инициативой разместить российское ядерное оружие на своей территории выступил Лукашенко. Однако, в ходе беседы с Путиным, не покидало ощущение, что он исполняет заранее подготовленную для него роль. При этом периодически забывая свои реплики, которые Путин был вынужден договаривать за союзника.
Основанием для размещения ядерного оружия, по словам Лукашенко, стали конфронтационная политика руководства Польши и Литвы, а также полёты самолётов США и НАТО, которые тренируются нести ядерные боеголовки и ядерные заряды. Поэтому он и просит Путина «рассмотреть вопрос зеркального ответа на эти вещи, без перебора».
– «Вы, пожалуйста, помогите нам хотя бы приспособить наши самолёты, которые у нас есть, Су-35, по-моему, которые могут нести ядерные заряды», – сказал Лукашенко.
Тут ошибка. И Путин вынужден был исправлять Лукашенко, уточняя, что речь идет о самолетах Су-25.
– «Я предлагаю следующее: на вооружении беларусской армии находится достаточно большая группировка самолётов Су-25, их можно было бы соответствующим образом дооборудовать», – пояснил Путин.
Лукашенко даже переспросил даже как-то удивленно: – «25-е самолёты?»
– «Да, Су-25, – ответил Путин. – Их можно было бы дооборудовать».
Путин вынужден был пускаться в пространные рассуждения о том, что «в Европе у американцев хранится 200 ядерных тактических боезапасов, в основном это атомные бомбы, 200 в шести европейских странах – членах Североатлантического блока НАТО. Для их возможного применения подготовлено 257 самолётов». В общем, самостоятельно обрисовывать масштабы угрозы, которая заботит, якобы, как раз-таки Лукашенко.
В итоге Путин заявил, что принято решение передать Беларуси ракетно-тактические комплексы «Искандер-М», которые могут применять как баллистические, так и крылатые ракеты, причём как в обычном, так и в ядерном исполнении.
Тут еще одна нестыковка. Еще в мае Лукашенко на встрече с губернатором Нижегородской области России Глебом Никитиным объявил, что Беларусь купила у России «нужное количество» комплексов С-400 и «Искандер». А спустя месяц Путин говорит, что решение только принято. Неужели Лукашенко, который так интересуется боеспособностью беларусской армии, не знает, какие самолеты состоят на ее вооружении? И куплены ли знаменитые «Искандеры»? Или просто все эти вопросы Кремль решает сам, ставя союзника перед фактом?
Отсюда вопрос: действительно ли инициатива по размещению ядерного оружия исходит от официального Минска? Или это отрепетированная «домашняя заготовка» Кремля?
Тема с размещением в Беларуси российского ядерного арсенала в последнее время всплывала не раз. В ноябре прошлого года Александр Лукашенко в интервью гендиректору МИА «Россия сегодня» Дмитрию Киселеву заявил, что попросит Путина вернуть в Беларусь ядерное оружие.
И в феврале 2020 года, в ходе учений «Союзная решимость», Лукашенко вновь допустил его размещение в Беларуси. «Если потребуется». Потребуется кому?
Изменения в Конституции, исключившие стремление Беларуси к безъядерному статусу, можно расценивать как создание возможностей для размещения ядерного оружия в нашей стране. Теперь в Основном законе отношение к обладанию данным видом вооружений никак не оговаривается. Немало было сказано о том, что конституционная реформа в Беларуси проводилась по указке Кремля. Не исходила ли тогда инициатива изменения этой статьи Конституции из России? Ведь теперь мы знаем, что к войне в Украине Москва готовилась давно.
Уже после начала российско-украинской войны Лукашенко разговаривал по телефону с президентом Франции Эммануэлем Макроном. На вопрос французской стороны о возможном размещении ядерного оружия в Беларуси Лукашенко заявил, что это фейк.
Но многие в мире поняли, откуда «растут уши» этой инициативы. Во время интервью японскому телеканалу TBS журналист прямо поинтересовался у Лукашенко – просил ли Путин о размещении в Беларуси ядерного оружия, и можно ли считать, что измененная восьмая статья беларусской Конституции теперь позволит это сделать? В ответ Лукашенко назвал планы о размещении ядерного оружия в Беларуси «выдумкой Запада». Российско-украинская война к этому моменту шла уже почти месяц. Вопрос с ядерным оружием на какое-то время повис в воздухе. Судя по всему, эта тема периодически всплывала в разговорах Лукашенко и Путина. Но Кремль все тянул, не давая отмашку.
И вот время пришло.
Перед субботней встречей с Путиным в Санкт-Петербурге Лукашенко находился в резиденции «Завидово». В это же время российские дальние сверхзвуковые ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 нанесли удары по украинским городам с беларусской территории. Не исключено, что это была реакция Кремля на решение о статусе кандидата в члены ЕС для Украины и саммит G7. Но таким образом Москва продемонстрировала и степень зависимости своего союзника. И тот факт, что беларусскую территорию и воздушное пространство российская армия по-прежнему использует по своему усмотрению.
План по размещению ядерного оружия в Беларуси похож на очередной ход Путина. Такой же, как совместные учения «Союзная решимость», которые дали возможность российской армии атаковать Украину с севера в феврале. Лукашенко же играет отведенную ему роль. И это лишний раз актуализирует вопросы самостоятельности официального Минска в принятии тех или иных решений.
Понятно, что ядерное оружие в Беларуси – одна из «красных линий» для Запада. В первую очередь, для США. Лидеры стран G7 уже выразили серьезную озабоченность намерением России передать Беларуси ракеты с ядерным потенциалом.
Путин повышает ставки. К войне в Украине, к продовольственному и газовому шантажу Кремль хочет добавить и ядерный. В надежде напугать Запад, внести раскол в единую пока позицию стран ЕС, США. Додавить мир и заставить его пойти на уступки. Ну а Беларуси в этом процессе отведена вспомогательная роль – озвучивать кремлевские инициативы в нужном месте и в нужное время. И предоставлять свою территорию для российских ядерных ракет. И для ответного удара в случае их запуска?
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: