С конца января независимое культурное пространство «КХ» («Крылы халопа») в Бресте было вынуждено остановить свою работу. Вначале в учреждение приехала с проверкой финансовая милиция, через несколько дней пришли представители МЧС, а сейчас от руководительницы пространства «КХ» Оксаны Гайко потребовали предъявить налоговую декларацию о доходах и имуществе.
— Сейчас вот изучаю сайт налоговой, заполняю декларацию, — поделилась новостями с обозревателем Reform.by актриса, режиссерка и директорка культурной арт-институции. — Причем, как вижу, оснований затребовать декларацию о доходах и имуществе, на самом деле, немного. Первый пункт, например, когда твои расходы превышают твои доходы. Это не ко мне. И второй -«на основании письменного запроса органов госконтроля». Могу предположить, что, видимо, такой запрос на нас и поступил в налоговую. В последнее время пространство «КХ» проверяли по всем ведомствам, и вот сейчас пришло время для налоговой.
По словам Оксаны Гайко, ей как руководителю социально-культурного учреждения пытаются предъявить статью 243 УК часть 1 — уклонение от уплаты сумм налогов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере. Счет организации уже арестовали.
— Пытаются что-то найти, но искать нечего, — комментирует действия инстанций режиссерка. — Приходил уже ДФР, МЧС, не знаю, кого еще нам можно прислать, — санстанцию? Мы за три дня выполнили все предписания Министерства чрезвычайных ситуаций, но нам все равно выписали штраф. Обнаружились пункты в инструкции, которые мы не закрыли. Причем некоторые из них закрыть невозможно было просто физически: как можно получить талон на инструктаж по технике безопасности у человека, который болеет? Но никого такие нюансы не интересуют.
Оксана Гайко считает, что цель проверок — деморализация и запугивание.
— Загнать в угол, чтобы люди сидели тихо, как мыши под веником, — говорит она. — Персонально нам создали такие условия, чтобы работать было невозможно. Когда после открытия выставки Максима Сарычева «Я почти могу слышать птиц» к нам пришли представители МЧС, стало понятно, что искушать судьбу не стоит. Не исключено, что следующими визитерами в галерею были бы неизвестные люди в черных масках.
Актриса поделилась, что на открытие выставки приезжала и телегруппа с «Беларусь-4».
— Проект Максима Сарычева посвящен лагерю Тростенец и Холокосту, это очень серьезная и важная работа об истории и памяти. Но журналисты внезапно стали расспрашивать посетителей, не видят ли они на примере работ художника параллели с сегодняшним днем, — рассказала она о подробностях визита госСМИ. — Посетители, молодцы, отвечали по существу. Но ведь придумать можно что угодно!
Опасаясь дальнейших провокаций, директорка была вынуждена временно закрыть пространство.
— Сейчас мы рассматриваем вариант выставки Максима Сарычева в 3D, у нас уже есть опыт такой работы, — уточняет она. — Подождем дальнейшего развития событий.
Несмотря на репрессии, Оксана Гайко не потеряла боевой дух.
— Мне уже друзья предлагали уехать, но я только убедилась после всех событий: не хочу никуда уезжать, — признается она.- Что я буду там делать? Бояться? Мне здесь дочь нужно довести до выпуска. Ей осталось четыре месяца до окончания школы. Нужно разобраться со всеми делами.
Оксана отмечает и большую поддержку команды «КХ» со стороны людей.
— Люди пишут слова поддержки, предлагают помощь. Это очень ценно, и большое спасибо за содействие. Не знаю, что нас ждет завтра, но будем дальше разбираться с требованиями к нам, — резюмирует она. — И я хочу уехать из Беларуси только тогда, когда сама этого захочу.
Справка. «КХ» («Крылы Халопа») – независимое культурное пространство в Бресте. Открыто в ноябре 2014 года коллективом театра «Крылы халопа». Созданное как площадка для образовательной, презентационной, исследовательской работы и коммуникации в области театра, современного искусства, неформального образования, деятельность пространства «КХ» направлена на активизацию местных инициатив, культурной жизни в регионе и Беларуси.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: