Действующая президент Молдовы Майя Санду лидирует на президентских выборах, однако ей не удалось одержать победу в первом туре. А результаты состоявшегося одновременно с выборами конституционного референдума о вступлении в ЕС некоторые молдавские медиа уже окрестили «холодным душем для евроинтеграторов». Впрочем, в свете давления, которое оказывалось на эту страну накануне и в ходе избирательной кампании, результаты для нынешнего руководства Молдовы все же можно считать положительными.
Молдову ждет второй тур
Кто в итоге займет пост президента Молдовы, станет ясно лишь после второго тура, который состоится 3 ноября. Из одиннадцати кандидатов, принявших участие в избирательной гонке, в финал вышли двое — действующая глава государства Майя Санду, выдвинувшая свою кандидатуру на второй срок, и пророссийский кандидат — бывший генеральный прокурор Александр Стояногло, которого поддерживает Партия социалистов, возглавляемая экс-президентом Молдовы Игорем Додоном.
Главной проблемой Санду эксперты называют отсутствие заметного прогресса в экономике страны, низкий уровень жизни населения и по-прежнему высокий уровень коррупции в стране. Многие обещания, данные избирателям в 2020 году, Санду, как утверждается, так и не смогла выполнить. Зато среди ее достижений – серьезные подвижки на пути евроинтеграции Молдовы: в 2022 году эта страна получила статус кандидата, а в декабре 2023-го Евросовет принял решение начать переговоры о ее вступлении в ЕС.
По данным ЦИК Молдовы, после обработки 100% бюллетеней за Санду проголосовали 42,45% избирателей, за Стояногло — 25,98%. Разница, на первый взгляд, достаточно существенная. Однако в итоге многое будет зависеть от выбора, сделанного теми, кто отдал свои голоса претендентам, не прошедшим во второй тур. Так, 5,38% получила бывшая глава пророссийского региона Гагаузия, лидер платформы «Молдова» Ирина Влах. Нетрудно допустить, что голоса ее избирателей во втором туре отойдут Стояногло. На вес золота будут все голоса, даже отданные за кандидатов, получивших по 2-3% и менее.
Однако наиболее ценным активом становятся 13,79% голосов, полученных занявшим третье место политиком и бизнесменом с неоднозначной репутацией Ренато Усатым.
Третий лишний
Усатый — лидер «Нашей партии». Его противники утверждали, что ему покровительствует либо Кремль, либо засевший в России молдавский криминал. Сам Усатый признавал, что имеет связи в государственных органах России, но ничьим проектом не является.
Сообщалось, что осенью 2023 года Усатый обратился к Владимиру Путину с просьбой лишить его российского гражданства, выданного «в начале 2018 года секретным указом». Свою просьбу он мотивировал тем, что Россия «начала открытый террор против собственных граждан».
Впрочем, как отмечают молдавские журналисты, это не мешает бизнесмену владеть в РФ 11 участками земли, 15 объектами недвижимости и банковскими счетами.
Усатый был одним из тех, кто предал огласке преступную схему, известную как «кража миллиарда». Он занимал пост главы города Бельцы и подвергался уголовным преследованиям как в Молдове, так и в России.
Усатый уже баллотировался в президенты в 2020 году и тоже оказался третьим, набрав 16,9% голосов избирателей. Тогда во втором туре он поддержал Майю Санду. Но поступит ли он так же в этот раз? На сегодняшнем брифинге Санду призвала электорат Усатого и ряда других кандидатов поддержать ее во втором туре. Но получит ли она их поддержку — большой вопрос. Сам Усатый пока никак не прокомментировал свое отношение к поступившему предложению, хотя ранее отрицал подобную возможность. Но, как пишут молдавские медиа, «политическая деятельность Усатого полна противоречий». Например, в начале своей политической карьеры он категорически выступал против ЕС, а затем заявлял, что Молдова вступит в Шенгенскую зону уже через 4 года. Такого рода политики склонны преподносить сюрпризы. Теперь вопрос — кому же из двух финалистов президентской гонки он его преподнесет.
Минимальная победа
Еще одним ударом для Санду и ее сторонников стали результаты конституционного референдума о вступлении Молдовы в ЕС. Предварительные опросы указывали на то, что его итоги окажутся более благоприятными — например, данные WatchDog.MD, опубликованные 17 октября, демонстрировали, что около 55% жителей Молдовы готовы высказаться «за» предложенные поправки в Конституцию страны и вступление в Евросоюз. «Против» же выступали лишь 34,5% опрошенных.
Понятно, что нынешнее руководство Молдовы стремилось с помощью референдума продемонстрировать поддержку европейского курса обществом. Но начавшийся после закрытия избирательных участков подсчет голосов показал, что подобные прогнозы были чересчур оптимистичными. Сперва и вовсе лидировали евроскептики, хотя по мере обработки новых данных разрыв постепенно сокращался. И лишь после подсчета 98% голосов чаша весов стала склоняться в сторону ответа «да». Очевидно, это не те результаты, которые хотелось бы видеть инициаторам референдума во главе с президентом Санду.
После обработки 100% бюллетеней с избирательных участков в Молдове стало понятно, что лишь в восьми районах Молдовы, в том числе в Кишиневе, число сторонников европейского вектора превысило число противников. А граждане, проживающие не только в откровенно пророссийских Приднестровье и Гагаузии, но и в двадцати с лишним других районах страны, в большинстве своем высказались «против» евроинтеграции. Возможно, в отличие от оппонентов, действующей власти не удалось в полной мере мобилизовать своих сторонников и привести их к урнам для голосования.
Итоги референдума спасла лишь диаспора — граждане, проживающие за пределами Молдовы и уже в той или иной степени интегрированные в ЕС. После обработки всех бюллетеней в рамках конституционного референдума курс на ЕС поддержали 50,46%, а 49,54% высказались против.
Впрочем, формально победа все же одержана. Некоторые политики уже высказались в поддержку итогов референдума. Так, бывший вице-премьер Молдовы Нику Попеску сделал акцент на том, что «Швеция вступила в ЕС в 1994 году с 52% голосов «за», а Великобритания вышла из Союза в 2016 году с таким же процентом — 52%». И «сегодня Швеция является сильным членом Европейского союза, а Великобритания уважает волю своих граждан».
Однако есть и те, кто считает, что «разница крайне мала, что практически сводит к нулю легитимность процедуры внесения изменений в Конституцию». Такое мнение высказал, например, бывший представитель Молдовы в Венецианской комиссии, экс-заместитель министра юстиции Николай Ешану.
Похоже, итоговые цифры оставляют противникам европейского пути аргументы для того, чтобы ставить под сомнение его результаты и заявлять о серьезном расколе в обществе. Впрочем, Майя Санду уже заявила, что «голосование позволяет включить в Конституцию принцип присоединения Молдовы к ЕС».
В свою очередь, ЦИК Молдовы сообщил, что представит отчет о результатах референдума в Конституционный суд, который, в свою очередь, в течение 10 дней подтвердит или опровергнет своим решением результаты плебисцита. Так что и в этом вопросе точку ставить пока еще рано. Да и отнюдь не гипотетическая победа пророссийского конкурента Санду во втором туре Александра Стояногло способна внести коррективы в евроинтеграционные перспективы — этот кандидат прошедший референдум о вступлении в ЕС называл «политическим мошенничеством».
Давление извне
Ночью, после появления первых данных по итогам голосования, президент Майя Санду заявила на брифинге, что «Молдова столкнулась с беспрецедентной атакой на свободу и демократию <> как сегодня, так и в последние месяцы». По ее словам, «преступные группировки, работающие совместно с иностранными силами, враждебными нашим национальным интересам, атаковали нашу страну десятками миллионов евро, ложью и пропагандой, используя самые позорные средства, чтобы держать наших граждан и нашу страну в ловушке неопределенности и нестабильности».
И резюмировала: «У нас есть четкие доказательства того, что эти преступные группировки намеревались купить триста тысяч голосов».
О том, что Россия вложила около 100 млн евро в попытки сорвать президентские выборы и референдум о вступлении в ЕС, ранее говорила вице-премьер Молдовы Кристина Герасимов.
Накануне выборов сообщалось, что компания Meta, которой принадлежат соцсети Facebook и Instagram, удалила в Молдове сеть фейковых пророссийских аккаунтов. Они публиковали «критические высказывания в адрес Санду, проевропейских политиков <>, а также поддерживали пророссийские партии в Молдове».
А руководитель Службы информации и безопасности Молдавии Александру Мустяцэ 17 октября заявлял о предотвращении массовых беспорядков, которые должны были начаться в стране после выборов президента. По его словам, «группа молодых людей прошла обучение в лагерях в Сербии и Боснии и Герцеговине, их тренировали иностранные инструкторы, ассоциированные с ЧВК «Вагнер». Тренировки включали тактики по разобщению населения и дестабилизации конституционного порядка. В лагерях тренировали провокаторов, которые должны были организовывать протесты и участвовать в насильственных, радикальных и даже экстремистских действиях».
Обвинения Санду повторила и днем 21 октября, сообщив, что «бандиты, желающие вернуться к власти, хотели использовать демократию как слабость. Их цель купить 300 тыс. голосов, и 150 тыс. оплаченных людей показывают, что нам нужно внимательно посмотреть, где что-то пошло не так».
В первых числах октября начальник Генерального инспектората полиции Виорел Чернэуцану и глава Антикоррупционной прокуратуры Вероника Драгалин провели брифинг, в ходе которого рассказали, что свыше 130 тысяч граждан Молдовы получили деньги из Российской Федерации — избирателей подкупал скрывающийся в Москве молдавский олигарх Илан Шор, приговоренный на родине к 15 годам лишения свободы за ту самую «кражу миллиарда». Как утверждают правоохранители, только за сентябрь полиция зафиксировала перевод более 15 миллионов долларов из Москвы в сеть Шора в Молдове.
А журналисты издания «ZdG» провели расследование «На службе у Москвы. Три месяца среди «рабов» Шора», в котором показали, как вербуют и заманивают людей, которые работают на Илана Шора и в конечном счете на Кремль. В частности, на референдуме по евроинтеграции требовалось проголосовать против. А у Шора, якобы, на президентских выборах был «свой кандидат» и его дублеры.
Однако, судя по попавшим в медиа цитатам, Санду все же не обвиняла напрямую Россию во вмешательстве в выборы. Но это не помешало пресс-секретарю Кремля Дмитрию Пескову заявить, что власти Молдовы должны предоставить доказательства иностранного вмешательства в президентские выборы.
В свете вышеописанного промежуточный результат для нынешних властей страны можно считать положительным – даже под давлением им удалось сохранить преимущество. Теоретически с таким уровнем прессинга все могло оказаться гораздо хуже. Но окончательно точки над «i» расставит второй тур. А из сказанного Песковым можно сделать вывод, что итоги выборов и референдума российские власти никак не устраивают.
Так что и давление извне, и масштабы атак российской пропаганды перед вторым туром выборов могут лишь возрасти – отпускать Молдову, как и другие постсоветские государства, Кремль не хочет. Минимальное же преимущество сторонников евроинтеграции на референдуме способно стимулировать Москву утроить усилия. Ну а Санду и ее союзникам необходимо мобилизовать своих сторонников, чтобы обеспечить себе победу. Что тем более важно потому, что уже летом следующего года страну ждут парламентские выборы. Так что почивать на лаврах даже в случае победы в президентской кампании им не приходится.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news