Весеннее обострение операции «преемник»

Премьер-министр Беларуси Александр Турчин Главное
Премьер-министр Беларуси Александр Турчин. Коллаж Reform.news

После небольшой паузы, призванной «подержать интригу», пресс-служба Александра Лукашенко раскрыла имена новых назначенцев. Пост премьер-министра занял председатель Минского облисполкома Александр Турчин. Бывшему премьеру Роману Головченко решено доверить Национальный банк. Однако с обнародованием фамилий интрига никуда не делась. Наоборот, закрутилась еще больше.

Тайное согласие

Во-первых, за кадром осталась процедура получения предварительного согласия Палаты представителей на назначение премьера, предусмотренное обновленной Конституцией. В пресс-службе Лукашенко заявили, что согласие депутатского корпуса было получено. Однако как это происходило, кто именно представлял Палате представителей кандидатуру нового премьера, было ли решение о согласовании единогласным — обо всем этом мы так и не узнали. Похоже, что процедура предварительного согласования, если и проводилась, то сугубо формально. По крайней мере, о каком-либо заседании Палаты представителей, на котором кандидат в премьеры рассказал бы депутатам о своей программе и ответил на возникшие вопросы, не сообщалось.

По факту же вышло совсем удивительно: чуть менее чем через час после публикации пресс-службой Лукашенко новости о назначении премьера, Палата представителей «проснулась» и опубликовала в своем ТГ-канале информацию о том, что 10 марта, то есть день в день, она «в соответствии со статьей 97 Конституции Республики Беларусь дала предварительное согласие Президенту Республики Беларусь на назначение Александра Генриховича Турчина премьер-министром Республики Беларусь». Что же, лучше поздно, чем никогда.

О необходимости заручиться также предусмотренным Основным законом предварительным согласием Совета Республики на назначение на должность председателя и членов Правления Национального банка тоже, видимо, позабыли. По крайней мере, верхняя палата Национального собрания в связи с назначением не упоминалась.

Складывается впечатление, что во власти не очень хорошо помнят, что накреативили в обновленной Конституции. Или же попросту игнорируют ее положения, пусть и незначительно, но усложняющие жизнь. Провести инаугурацию Лукашенко до назначения правительства тоже не сподобились.

Кулак правительства и Нацбанка

Во-вторых, после озвученных назначений стало тревожно за Национальный банк. Впервые со времен приснопамятного Петра Прокоповича, при котором случилась девальвация в 2011 году, Нацбанк возглавил человек не из банковской сферы. На должность председателя правления Лукашенко решил переместить дипломата-хозяйственника Романа Головченко.

А неделю назад, на встрече с обновленным экономическим блоком правительства, Лукашенко заявил, что Нацбанк должен функционировать в составе правительства.

«Все будут вот как кулак работать. Все вместе. Никакого расхождения быть не должно. Национальный банк должен функционировать в составе фактически правительства», — говорил политик.

В идеальном мире центральный банк страны выступает как независимый орган. Согласно Уставу Нацбанка, среди целей этой структуры — обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В теории достижение этих целей может вступать в противоречие со стремлением правительства наращивать объемы ВВП за счет избыточного стимулирования экономики, в том числе за счет денежной эмиссии.

Назначая Головченко, Лукашенко выразил надежду, что новый премьер Турчин и председатель Нацбанка «найдут общий язык и наконец-то поставят с ног на голову некоторые вопросы нашей экономики, которые касаются ее финансирования».

И это вызывает опасения. Например, о том, что рост экономики будут стремиться обеспечить за счет эмиссии. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Да и в целом обнаружить позитив в установке переставить что-либо «с ног на голову» достаточно сложно.

Операция «Преемник»

Тут самое время перейти к еще одной, самой, пожалуй, примечательной составляющей сегодняшних назначений. Ведь отныне подзаглохший было мотор операции «Преемник» наверняка получит дополнительное топливо.

К этому, очевидно, стремится и сам Александр Лукашенко. Назначая Турчина премьером, политик вновь заговорил о «новом поколении», которое, «как было обещано, сегодня управляет страной».

Более того, Лукашенко отметил у Турчина наличие «президентских склонностей». Цитата: «Я специально, вы заметили, целыми блоками представил наших вице-премьеров и тех министров, которые будут с ними работать. Я хочу, чтобы вы всегда помнили — у вас есть такие президентские склонности, как у меня. Вы можете резко крутануть».

Впечатляющий аванс, не так ли? О Турчине как о возможном преемнике Лукашенко говорил еще в 2022 году. Говорил вроде как в шутку. В разное время в качестве возможных преемников у политика фигурировали и глава Администрации Дмитрий Крутой, и недавно назначенный вице-премьером Владимир Караник.

Назначение же Турчина премьером можно трактовать так, словно Лукашенко определился. Остановился на устраивающей его кандидатуре. С большой долей вероятности эта гипотеза будет теперь активно муссироваться, а на ее базе появятся различные теории той или иной степени убедительности.

Выдвинем и свою. Исходим из того, что в планах Лукашенко для операции «Преемник» есть два сценария — основной и запасной. Согласно первому, Лукашенко не планирует передачу власти в обозримой перспективе. В идеальных для политика обстоятельствах транзит произойдет не раньше 2035 года. И речь в основном сценарии идет о передаче власти по наследству.

Однако на случай форс-мажора необходим запасной план. План, который предусматривает передачу власти раньше идеального срока из-за неких «черных лебедей», связанных, например, с состоянием здоровья политика. Для осуществления этого запасного сценария в роли «страховочных кандидатов» Лукашенко как раз и рассматривал пул председателей облисполкомов. Соответственно, был в списке «дублеров» и Александр Турчин.

Не будем забывать о том, что кандидату в преемники требуется время на «раскрутку». Ему нужно создать узнаваемость, выстроить имидж. На подобные репутационные программы необходимо время — три-четыре года. Поэтому, если готовить запасной сценарий, с преемником самое время стартовать. Откладывать на потом было бы неосмотрительно.

Есть и другие приметы того, что из списка председателей облисполкомов Лукашенко выбрал Турчина. Например, до сих пор на должность премьера политик назначал лишь тех, кто «не тянул» на преемника либо по конституционным ограничениям, либо по личным качествам. У Турчина здесь все в порядке. Это еще одно косвенное доказательство тому, что Лукашенко действительно выбрал того, кто окажется преемником в случае необходимости реализации запасного сценария.

Но не стоит забывать и о том, что этот план — все же не основной. К тому же в муссировании темы преемника для Лукашенко есть еще одна выгодная составляющая. Понятно, что таким способом политик стремится поселить в обществе, а возможно, и на нижних этажах чиновничьей вертикали, надежду на то, что он и впрямь намерен вскоре отойти от власти, передав ее «молодому поколению». Если совсем по-простому, ключевой смысл месседжа такой — потерпите меня, осталось недолго. Вера в скорый уход на покой дает политику возможность «стравливать пар».

Впрочем, это не отменяет победу Турчина в кастинге дублеров. Осталось совладать в непростые времена с премьерской должностью, чтобы промежуточное достижение не превратилось в фальстарт.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости