Создание беларусской батареи для электротранспорта затормозилось на стадии перехода к опытно-конструкторским работам. Для этого требуются значительные средства. Об этом в интервью Sb.by рассказал заместитель гендиректора по экономике и производству ГНПО «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по материаловедению» Александр Козлов.
По его словам, в Академии наук, выполняя задачу по созданию собственной батареи для электротранспорта, не стали прибегать к литий-ионной технологии. Был выбран другой путь.
«Поэтому мы пошли по другому пути: провели научно-исследовательские работы и получили неплохой результат по натрий-графеновой батарее. Сделали опытные образцы, отработали технологию производства, получили заключения в независимых лабораториях. Самокат, работающий на таком аккумуляторе, мы представили на выставке «Беларусь интеллектуальная» в 2023 году.
Комбинация натрия и графена для хранения энергии представляет широкие перспективы, что признается и мировым научным сообществом. Эти два материала прекрасно известны, сырья для их производства предостаточно. Графен не выпускается в больших промышленных объемах, но из-за отсутствия соответствующего спроса. При наличии такового его выпуск не является какой-то проблемой», — сказал Козлов.
Однако на следующем этапе требуется перейти от ручной сборки батарей к механизированной, что требует инвестиций.
«Однако для развития проекта необходимо приходить к определенным непростым решениям. Во-первых, надо приступать к опытно-конструкторским работам. Фактически необходимо создать небольшой роботизированный завод для производства опытных и мелкосерийных партий аккумуляторов. Для этого нужны инвестиции около 20—25 миллионов долларов.
Мы не утверждаем, что создали идеальную батарею. В ходе производства и эксплуатации могут выясниться важные нюансы. Для этого и необходимо опытное производство. Конечно, можно как-то решить проблему и на существующих мощностях и оборудовании.
Но сейчас мы батареи собираем вручную. Поэтому на проведение полноценных НИОКР понадобится значительное время, измеряющееся годами. Нередко ученым надо новое оборудование, чтобы сократить скорость эксперимента и работ. Наука — своеобразная гонка интеллекта между национальными группами ученых. Всегда найдутся коллеги, которые работают в схожих направлениях. И прорывная идея вчера может потерять свой инновационный статус завтра», — добавил он.
По словам Козлова, ученые ищут партнеров. Ими могут выступить предприятия реального сектора, обладающие производственной базой.
«Находимся в активном поиске партнеров. Логично, чтобы ими выступали предприятия из реального сектора, обладающие и определенной производственной базой (если не оборудованием, то помещениями и инфраструктурой), и потенциальным интересом в дальнейшем масштабировании производства.
Не хочу никого критиковать, но многие наши промышленные компании и предприятия (и государственные, и частные) готовы использовать науку, но не очень хотят в нее инвестировать и разделять риски. Большинство хочет получить готовую технологию: посмотреть на нее, пощупать, обсчитать экономический эффект, подумать, а потом уже решить — покупать или нет», — посетовал Козлов.