В Конгрессе США состоялись слушания по правам человека в Беларуси. Они были проведены в Комиссии по правам человека Тома Лантоса. На слушаниях выступили Сергей Тихановский, советник Светланы Тихановской Денис Кучинский, а также директор Freedom House в Литве Витис Юрконис.
Продолжать стратегический диалог США и беларусских демсил
В своем выступлении Денис Кучинский поблагодарил США за усилия по освобождению беларусских политзаключенных. По его словам, за 18 месяцев на свободу вышли около 300 человек. Вместе с тем репрессии в Беларуси не останавливаются, а условия содержания политзаключенных становятся хуже, включая помещение в неотапливаемые штрафные изоляторы во время морозов, поддержание режима инкоммуникадо в отношении ряда политзаключенных, включая политика Николая Статкевича.
«В прошлом году я лично участвовал во всех пяти группах освобождения. Я видел, что значит свобода после пыток. И все же новые аресты продолжаются каждую неделю. Лукашенко освобождает одних заложников, а затем берет новых. Мы должны продолжать работать вместе, чтобы остановить это», — констатировал Кучинский.
Он призвал американскую сторону активизировать усилия по освобождению всех политзаключенных и прекращению репрессий, в том числе транснациональных. Кучинский также предложил расширить гуманитарную помощь для политзаключенных, продолжать поддержку демократических институтов: Офиса Светланы Тихановской, ОПК, Координационного совета.
По его мнению, США должны сохранять давление на официальный Минск посредством санкций: любые послабления должны быть связаны с реальными, поддающимися проверке улучшениями в Беларуси.
«Крайне важно, чтобы Соединенные Штаты продолжали стратегический диалог между США и демократическими силами Беларуси», — подчеркнул он.
«Лукашенко хочет, чтобы мир поверил, что ситуация в Беларуси успокаивается. В действительности же репрессии только усилились. Мы должны продолжать действовать решительно, чтобы спасать жизни, когда это возможно.
И американский подход действительно спасает жизни. Между тем европейский подход с жесткими санкциями остается важнейшей гарантией спасения страны. Этот баланс должен оставаться скоординированным», — продолжил он.
Кучинский подчеркнул, что свободная и суверенная Беларусь отвечает национальным интересам США. Это будет означать меньшие риски для восточного фланга НАТО и меньшее пространство для антиамериканского влияния.
«Мы надеемся на продолжение партнерства до тех пор, пока каждый политический заключенный не будет освобожден, репрессии не прекратятся, и Беларусь не вернется к демократии», — заключил он.
Принудительная дипломатия Трампа
Сергей Тихановский перед комиссией рассказал об условиях содержания в беларусских тюрьмах и колониях. Он подчеркнул, что его история не уникальна, и нельзя обходить вниманием и других политзаключенных.
«Более тысячи политических заключенных до сих пор находятся в беларусских тюрьмах. И среди них есть люди, которых Лукашенко намеренно скрывает от вас. Люди, которых он ни при каких обстоятельствах не хочет освобождать. Люди, чьи сроки заключения настолько длительны, что они никогда не должны были быть отбыты до конца», — сказал Тихановский.
Он обратил внимание на бывших судей, следователей, признанных политзаключенными, которые получили длительные сроки, и которых Лукашенко не желает освобождать.
Тихановский отметил, что «принудительная дипломатия под руководством президента Дональда Трампа« является реальным вариантом.
«Лукашенко нуждается в президенте Трампе гораздо больше, чем президент Трамп нуждается в Лукашенко. Это дает огромные рычаги влияния Соединенным Штатам и специальному посланнику господину Коулу.
Мы уже видели, как эти рычаги действуют. Лукашенко был одним из первых, кто подписал соглашение с недавно сформированным Советом мира. Наблюдать за тем, как беларусская пропаганда пытается объяснить этот момент, было почти сюрреалистично: мелкий диктатор, который фальсифицировал все выборы с 1996 года, вдруг пытается выглядеть как миротворец мирового масштаба.
Лукашенко — очень чувствительное политическое существо. Он понимает, кто сегодня находится у власти. Он понимает, что американская концепция «мира через силу» оставляет мало места для таких преступных режимов, как его собственный. Его разговоры с «другом» Мадуро еще свежи в его памяти», — сказал Тихановский.
Он также отметил, что Лукашенко пытается привлечь американский бизнес, предлагая ему калийные удобрения, центры обработки данных, а также хочет представить себя посредником между США и Кремлем, а также другими авторитарными режимами. По мнению Тихановского, это дает Вашингтону огромные рычаги влияния, которые можно использовать мудро.
«Я не буду брать на себя смелость давать президенту Трампу советы по использованию принудительной дипломатии. Нам всем следует у него поучиться.
Но могу сказать следующее: у господина Коула все козыри в руках.
Если в Вашингтоне будет политическая воля, то можно будет не только освободить всех оставшихся заложников, но и настоять на полном прекращении политических репрессий», — констатировал Тихановский, добавив, что у него есть дополнительные рекомендации, которые лучше обсуждать в частном порядке.
Политика США не должна ограничиваться лишь призывами к безоговорочному освобождению
Директор Freedom House в Литве Витис Юрконис констатировал, что освободив политзаключенных в прошлом году, беларусские власти задержали не менее 509 человек, которые были признаны политзаключенными. Он также акцентировал внимание на том, что освобожденные политзаключенные вывозились из страны без паспортов, что ограничивает их возможности для реализации своих прав. Кроме того, Беларусь прекратила оказывать ряд консульских услуг своим гражданам за рубежом, что также ограничивает их права. Политзаключенные, которые выходят на свободу в Беларуси по окончании срока, продолжают сталкиваться с давлением.
«На практике политические заключенные выступают в роли разменной монеты для беларусских властей. Задержания и выборочные освобождения используются для получения уступок – как только режим добивается своих целей, он сажает в тюрьму всё больше людей, обещая Беларуси светлое будущее. По мере освобождения одной группы людей в тюрьму попадает всё больше. Освобождения – это своего рода сделки, призванные управлять давлением без изменения существующей системы.
Этот подход часто сочетается с преднамеренной эскалацией ситуации в сфере безопасности посредством гибридных провокаций, включая миграционное давление и дестабилизацию границ, за которыми следуют частичные отступления, которые затем преподносятся как уступки.
В результате возникает цикл, в котором Беларусь, кажется, предлагает сотрудничество, сохраняя при этом полный контроль над сроками и масштабами любых так называемых мер доброй воли. Пока международные игроки заняты урегулированием искусственно созданных кризисов и поиском ограниченных уступок со стороны Беларуси, Лукашенко продолжает вести масштабную кампанию внутренних репрессий против своего народа, а Россия может продолжать войну против Украины, включая постоянные атаки на гражданские объекты», — сказал он.
Витис Юрконис предложил подтвердить поддержку Светланы Тихановской. Кроме того, по его мнению, США должны рассматривать практику политического заключения в Беларуси как постоянное явление, а не единичные случаи.
«Это означает постоянное внимание к арестам, условиям содержания под стражей, освобождениям и лечению после освобождения. Освобождение известных заключённых, хотя и имеет значение, не снимает с режима ответственности за тысячи других, остающихся за решёткой. Более того, политика США не должна ограничиваться лишь призывами к безоговорочному освобождению. Необходимо обеспечить освобождение всех политических заключенных, а также снятие всех политически мотивированных обвинений и гарантии того, что освобожденные смогут остаться в стране, а не быть вынужденными эмигрировать», — сказал он.
Юрконис также считает необходимым добавить значимых реформ в Беларуси. По его мнению, в качестве условия снятия санкций с Беларуси должен быть поставлен ее отказ от поддержки российской агрессии в Украине, вывод российских военных и ядерного оружия с беларусской территории.

