Сомнительное достижение Рыженкова: Минская конференция по безопасности

Комментарий
Александр Лукашенко выступает на II Международной конференции по евразийской безопасности в Минске. Скриншот видео ТГ-канала «Пул певрого».

Первый день проходящей в беларусской столице Международной конференции по евразийской безопасности можно занести в пассив как главе МИД Максиму Рыженкову в частности, так и официальному Минску в целом.

Несбывшиеся надежды

На II Международную конференцию по евразийской безопасности официальный Минск наверняка возлагал надежды. Судя по всему, с ее помощью планировалось совершить некий политический прорыв. Но желающих принять участие в мероприятии оказалось немного. На помощь Лукашенко из стран ЕС пришла разве что Венгрия. Будапешт приглашение принял, делегировав в Минск министра иностранных дел Петера Сийярто, который и стал в итоге единственным участником конференции от стран Евросоюза. Что прорывом для официального Минска считать никак нельзя – Сийярто и без того бывал в Беларуси нередким гостем.

На этом список европейских участников оказался практически исчерпан. Еще одним исключением стал заместитель премьер-министра Республики Сербия Александр Вулин. А так в Минск прибыли хорошо знакомые лица – министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, партнеры Лукашенко по ОДКБ, СНГ и ШОС. И министр иностранных дел и по делам экспатриантов Сирии Бассам Саббаг в довесок.

Как утверждал пресс-секретарь МИД Беларуси Анатолий Глаз, в конференции должны принять участие порядка 600 участников из 45 стран. Отсутствие знаковых персон Глазу пришлось маскировать с помощью различных уловок. Так, он сообщил, что во II Международной конференции по евразийской безопасности примут участие «руководители и высокопоставленные эксперты ведущих фабрик мысли всего Евразийского региона». Понятно, что Евразийский регион в итоге оказался представлен главным образом россиянами.

В подготовке конференции не помогла даже Москва. Еще в июле Рыженков и Лавров договорились о «дополнительных совместных шагах по подготовке» мероприятия. Но и «старшему союзнику» не удалось привлечь кого-то сколь-нибудь значимого. Разбегались даже те, на кого рассчитывали. Буквально в последний момент от участия в конференции отказалась Желька Цвиянович — член президиума Боснии и Герцеговины от Республики Сербской, которая 16 ноября займет пост президента этой страны.

На первый план выдвигались «контуры будущей евразийской безопасности» и «привлечение внимания к сложившимся в мире проблемам». Максим Рыженков заявил, что в Минске рассчитывают на то, что в ходе конференции «будут выработаны некие окончательные варианты разрешения проблем». Хотя с таким составом участников подобное утверждение выглядит, мягко говоря, довольно нелепо.

Из заявленных шестисот и доехали-то, похоже, не все. Зал, в котором проходит конференция, даже пришлось перегородить колоннами с логотипами мероприятия, чтобы он не выглядел полупустым. Но и с таким декором было заметно, что участников прибыло гораздо меньше обещанных шести сотен.

Залп из всех орудий

На отказ от участия в конференции официальный Минск, похоже, разобиделся. И решил в отместку педалировать тему нарушения европейцами прав человека. Скорее всего, в преддверии еще одной конференции — на сей раз по вопросам миграции, запланированной на 15 ноября. На нее, по словам начальника Департамента по гражданству и миграции МВД Алексея Бегуна, европейские представители тоже не подали заявок. И режим взялся за проблему мигрантов, которые стремятся попасть в ЕС через беларусскую границу.

Для этого накануне конференции был устроен пресс-тур для лояльных беларусских, российских и «союзных» СМИ на беларусско-польскую границу. Журналистов из «не союзных» медиа не пригласили. Может, посчитали, что они осветят тему не так, как хотелось бы Москве и Минску. А свои и российские точно не подведут.

В ходе этого пресс-тура в официальных медиа и в ТГ-аккаунтах Госпогранкомитета и иных госорганов посыпались новости о зверствах польских, литовских и латвийских пограничников. Так, беларусский Следственный комитет продолжает расследование уголовных дел в отношении должностных лиц этих государств за действия, «сопряженные с депортацией, актами жестокости, пытками, умышленным неоказанием помощи, повлекшим смерть потерпевших». Беженцы, мол, обнаруживались на границе «со следами от резиновых пуль и укусов собак», их выбрасывали «через калитки для животных» и прочие страсти. В принципе, тут ничего особо нового, об этом беларусские силовики и пропагандисты трубят уже давно, стремясь переложить сгенерированную под российским руководством проблему на головы соседей. Так что залп не получился столь эффектным, каким его, вероятно, хотели бы видеть в Минске.

Однако суть претензий режима к западным соседям в несколько витиеватой форме изложил официальный представитель беларусского Госпогранкомитета Антон Бычковский. Он заявил, что «европейские партнеры, не имея возможностей самостоятельно контролировать ситуацию и игнорируя принципы двустороннего взаимовыгодного сотрудничества в охране границы и придерживаясь санкционных установок, прибегли к самым радикальным методам решения миграционной проблемы».

Если перевести с пограничного на человеческий, то намек считывается просто. Отмените санкции, и тогда, может быть, «взаимовыгодное сотрудничество» возобновится. Если, конечно, Россия не будет против. Что вовсе неочевидно. Но санкции все же снимите. Превентивно.

Условия Западу

Собственно о том же самом, пусть и в иных выражениях, открывая сегодня конференцию, собравшимся рассказал Александр Лукашенко. Если отбросить в сторону его заявления об осведомленности о настроениях «умных представителей цивилизованного Запада», об украинских генералах, которые при его посредничестве намеревались «как-то сдаться в плен» России и о переписке с «высокопоставленным чиновником Соединенных Штатов Америки», в сухом остатке оказываются условия, которые политик, пользуясь случаем, выставил Западу.

Первым и главным стало то, о чем мы уже неоднократно писали: Лукашенко очень хочет поучаствовать в переговорах по миру в Украине.

Второе условие — вывести американское ядерное оружие с территории стран Евразии. В этом случае, намекнул политик, российское тактическое ядерное оружие может быть выведено из Беларуси. Тут за версту видны «российские уши»: ликвидировать ядерный щит, защищающий Европу — голубая мечта Владимира Путина. Ведь осуществление такого плана создаст дополнительные условия для давления на ЕС.

Третье условие Лукашенко — отменить санкции и применять их только с разрешения Совбеза ООН. Тут все очевидно — пока Россия заседает в Совбезе и имеет там право вето, никакие санкции против нее самой и ее союзников ввести уже не выйдет.

Два последних условия предусматривают ограничения в разработках искусственного интеллекта и заключение пакта о киберненападении. Возможно, эти два условия были озвучены для того, чтобы привлечь на свою сторону как можно больше нейтральных участников мероприятия.

«Европейский союз должен знать, что скажут умные люди Евразии», — заявил Лукашенко, наверняка подразумевая под этим определением в первую очередь самого себя.

А так ничего выдающегося в ходе первого дня конференции не прозвучало. Выступающие говорили о многополярности и многообразии. О гегемонии и системах ценностей. Но все это было лишь повторением подзатертых уже нарративов. Лукашенко получил еще одну возможность высказаться, но не факт, что в итоге «умных людей Евразии» услышат. Хотя бы потому, что никакие конструктивные или новаторские идеи так и не были озвучены. По сути, просто отбыли номер.

Так что II Международную конференцию по евразийской безопасности смело можно занести в пассив беларусскому МИД в частности, и официальному Минску в целом. Значимых целей достичь не получилось. Вовлечь в диалог страны ЕС так и не вышло. А крайне скромным составом участников, собранных по итогу в Минске, хвастаться не приходится. В то, что второй день внесет в мероприятие кардинальные изменения, тоже верится с трудом.

Поэтому считать конференцию неким прорывом от Рыженкова и К не приходится. Впрочем, ставить это в вину исключительно министру и его команде все же было бы не совсем корректно. Ведь в имеющихся условиях и с Лукашенко у власти с подобной задачей, боюсь, не справился бы даже Никколо Макиавелли.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости




Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: