Вооруженные силы США нанесли удар по судну, перевозившему наркотики, заявил президент Дональд Трамп. По его словам, в результате атаки уничтожено одиннадцать «наркотеррористов». Трамп сообщил, что инцидент произошел в южной части Карибского бассейна, атакованное судно шло из Венесуэлы, а его экипаж перевозил наркотики в США. Напряженность возрастает, и, по мнению некоторых экспертов, Вашингтон никогда не был так близок к вооружённому конфликту с Каракасом.
«Кинетический удар» по наркотрафику
В соцсети Truth Social Трамп заявил — «кинетический удар» был нанесен «по точно идентифицированным наркотеррористам из «Трен де Арагуа» — группировки, действующей «под контролем Николаса Мадуро» — президента Венесуэлы, которого США не считают законно избранным легитимным лидером этой страны.
На «Трен де Арагуа», по словам Трампа, лежит ответственность «за массовые убийства, незаконный оборот наркотиков, торговлю людьми в целях сексуальной эксплуатации, а также акты насилия и террора на территории Соединённых Штатов и Западного полушария».
Президент США разместил в своей соцсети видео успешной атаки ВС США. Трамп указывает, что она была осуществлена в нейтральных водах.
Сегодня, принимая в Овальном кабинете президента Польши Кароля Навроцкого, Трамп пояснил, что атакованное судно перевозило «огромное количество наркотиков». «Венесуэла вела себя очень плохо», — отметил президент США.
Власти Венесуэлы факт атаки на перевозившее наркотики судно отрицают — как заявил министр связи и информации этого государства Фредди Ньяньес, опубликованное Трампом видео могло быть создано с помощью искусcтвенного интеллекта.
«Поезд Арагуа»
«Поезд Арагуа» — так переводится название предположительно одной из наиболее опасных и разветвлённых преступных организаций Венесуэлы. Арагуа — штат на севере страны. Сообщается, что группировка возникла в начале 2010-х годов в венесуэльской тюрьме Токорон и со временем смогла стать транснациональной организацией, действующей в ряде государств Южной Америки и в США.
Главарем группировки считается 41-летний Гектор Герреро Флорес — как утверждается, именно под его руководством «Трен де Арагуа» расширила свою деятельность на Колумбию, Эквадор, Перу, Чили, а впоследствии — и на североамериканский континент.
Примечательно, что в сентябре 2023 года Николас Мадуро отправлял на штурм тюрьмы Токорон 11 000 солдат. Перед ними ставилась задача утихомирить распоясавшуюся там «Трен де Арагуа». Войска должны были отвоевать тюрьму у группировки, превратившей место заключения «в своего рода курорт с зоопарком, ресторанами, ночным клубом, букмекерской конторой и бассейном».
Этот факт ярко иллюстрирует размах преступности в Венесуэле. Трудно сказать, насколько искренними были устремления венесуэльских властей разгромить «Трен де Арагуа», но факт остается фактом: главарю организации Флоресу и его основным помощникам удалось скрыться. Несмотря на это власти Венесуэлы настаивают, что в ходе рейдов 2023 года банда была уничтожена.
Как пишет BBC, ссылаясь на автора книги о «Трен де Арагуа», журналистку Ронну Рискес, по состоянию на 2024 год в организацию входили порядка 5000 человек. По другим оценкам, численность группировки примерно вдвое меньше. Несмотря на то, что «Трен де Арагуа» считается не самой богатой среди преступных организаций Южной Америки, по степени жестокости ее часто сравнивают с печально известной «ультражестокой бандой MS-13 из Сальвадора».
«Иностранная террористическая организация»
В фокус внимания администрации США «Трен де Арагуа» попала еще в марте 2020 года, во время первой каденции Трампа. Тогда Минюст США признал Мадуро и ряд других членов венесуэльского правительства виновными в наркоторговле и ее использовании «в качестве оружия» против США.
В январе 2024 года, когда президентом США был Джо Байден, Федеральное бюро расследований (ФБР) подтвердило факт проникновения этой организации на территорию Соединенных Штатов. В июле того же года Белый дом и Минфин США объявили о санкциях в отношении «Трен де Арагуа», охарактеризовав её как «транснациональную преступную организацию». Тогда же Госдеп США назначил вознаграждение в размере 12 млн долларов за информацию, которая поможет арестовать лидеров группировки.
По возвращении в Белый дом Дональд Трамп заявил, что «Трен де Арагуа» ведет «нерегулярные военные действия» против США по указанию президента Венесуэлы Николаса Мадуро». В феврале 2025 года группировка была внесена в перечень «иностранных террористических организаций» (FTO). Таким образом администрация США поставила ее в один ряд с «Аль-Каидой», «Исламским государством» и «Боко Харам». Вашингтонское отделение Интерпола, подразделение Министерства юстиции США, в феврале назвало «Трен де Арагуа» одной из самых опасных транснациональных преступных организаций в мире. Затем из США в Сальвадор были депортированы почти 300 человек, которые, как утверждали правоохранители, входили в состав этой преступной группировки.
Три эсминца и десантные корабли
Летом этого года давление на Каракас и Николаса Мадуро усилилось. А начале августа Госдепартамент США увеличил до 50 млн долларов награду за информацию, которая приведет к аресту Мадуро. Это вдвое больше, чем в прошлом предлагалось за Усаму бен Ладена. В ответ Мадуро заявил о мобилизации 4,5 миллионов «рабоче-крестьянских ополченцев» для того, чтобы «ни одна империя» не могла коснуться «священной земли Венесуэлы».
А несколько дней назад стало известно, что по приказу Дональда Трампа в южную часть Карибского бассейна были направлены корабли ВМФ США. 29 августа пожелавший остаться анонимным чиновник администрации США сообщил Reuters, что речь идет о семи американских военных кораблях и об одной атомной подводной лодке, которые либо уже находятся в регионе, либо прибудут туда в течение недели.
Пентагон публично не сообщал, в чем именно будет заключаться миссия США в Карибском бассейне. Однако администрация Трампа заявила, что может использовать военных для преследования наркокартелей и преступных группировок.
Мадуро расценил этот шаг администрации США как «враждебную осаду, нарушающую Устав ООН». По его словам, действия Вашингтона лишь укрепляют венесуэльское правительство, объединяя граждан страны. МИД Беларуси поспешно выразил поддержку «законно избранному президенту Боливарианской Республики Венесуэла Николасу Мадуро».
Не прошло и недели после решения Трампа направить корабли в южную часть Карибского бассейна, как появилась новость об уничтожении судна с наркотиками на борту. Насколько серьезными могут быть намерения американской администрации?
Борьба с наркоторговцами, вторжение, стимулирование переворота
У экспертов нет единства в оценке перспектив дальнейшего развития событий. Некоторые убеждены в том, что цель Трампа — главным образом борьба с наркотрафиком. Например, Джефф Рэмси, старший научный сотрудник Центра Латинской Америки при Атлантическом совете, охарактеризовал The Guardian положение дел в Южно-Карибском бассейне, где ВМС США атаковали судно с наркотиками. По его словам, там «курсирует множество скоростных катеров, перевозящих кокаин».
По мнению Рэмси, Трамп не планирует вторжения. Напротив, президент США в последнее время несколько смягчил свою позицию по Венесуэле. В частности, ослабил санкции, разрешив возобновить сделку по поставкам нефти между Венесуэлой и американской компанией Chevron. США заинтересованы в поставках венесуэльской нефти. Параллельно администрация Трампа «активно координирует с режимом Мадуро вопросы депортационных рейсов», которые приземляются в главном международном аэропорту Венесуэлы каждую неделю. А отправка в регион столь масштабной военной флотилии — всего-навсего стремление подыграть той части электората Трампа, которая «недовольна реальностью ослабления санкций и мягкую политику в отношении Мадуро».
Так что часть экспертного сообщества не прогнозирует «горячего» развития событий у берегов Венесуэлы.
Другая часть полагает, что демонстрация силы используется США для того, чтобы стимулировать переворот в этой южноамериканской стране. Расчет строится на том, что военные, недовольные политикой Мадуро, польстившись на назначенное вознаграждение, свергнут его и выдадут США.
«Это на 105% связано с наркотерроризмом, но если Мадуро потеряет власть, никто не будет плакать», — заявил один из чиновников администрации Трампа.
Однако не все согласны с этими точками зрения. Издание Axios пишет, что «США никогда не были так близки к вооружённому конфликту с Венесуэлой». Несмотря на то, что официально корабли ВМС США находятся в регионе для борьбы с незаконным оборотом наркотиков, пресс-секретарь Трампа Каролин Левитт в минувший четверг посчитала нужным отметить, что США считают Мадуро «беглым главой наркокартеля», а не законным президентом Венесуэлы.
Издание обращает внимание на то, что в состав сил, направленных Трампом в регион, входят десантные корабли и 2200 морских пехотинцев, обученных высадке с моря. А «это не типично для борьбы с наркотиками».
Наконец, один из анонимных источников в администрации президента США отметил, что планы могут предусматривать «вторую версию Норьеги». Речь идет об операции по аресту американскими военными в 1989 году президента Панамы Мануэля Норьеги, которого, как и Мадуро, США обвиняли в незаконном обороте наркотиков.
В копилку этой версии ложатся и намерения Трампа добиться отстранения Мадуро от власти еще в ходе первого президентского срока нынешнего руководителя США. И решимость президента США, который, несмотря на анонсированный курс на невмешательство, отдал приказ о бомбардировках Ирана. И фигура госсекретаря США Марко Рубио, выходца из семьи кубинских эмигрантов, который является убежденным сторонником свержения режимов в Гаване и в Каракасе.
Как бы там ни было, США, очевидно, усиливают давление на Венесуэлу. И это не может не напрягать официальный Минск, который имеет тесные связи с Мадуро и его режимом. И совсем недавно в очередной раз заявлял о намерениях укреплять связи через совместные проекты. Не исключено, что эти устремления вскоре придется пересматривать. Да и с ожиданиями предсказанного курса США на изоляционизм пока явно не клеится. Что, понятное дело, не может не беспокоить автократов по всему миру.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news