ПВТ «сереет» на глазах

Комментарий
Фото: Reformby

ПВТ когда-то задумывался как открытый миру проект. Но после подписания нового указа «О развитии Парка высоких технологий» возникло еще больше сомнений в его перспективах. Похоже, «новая страница в истории IT-отрасли Беларуси», как назвала документ пресс-служба Александра Лукашенко, главным образом «заточена» на создание не совсем пока понятных схем.

Понять некоторые детали и нюансы подписанного Лукашенко указа №102 пока попросту невозможно – слишком многие и, очевидно, важные пункты в нем скрыты под грифом «для служебного пользования». Однако даже из имеющейся информации можно попытаться сделать некоторые предварительные выводы.

Оттолкнемся от задачи, которая была задекларирована на прошедшем за день до появления указа совещании у Лукашенко, посвященном развитию Парка. Там было заявлено о желании переориентировать беларусскую IT-отрасль с Запада на Восток, как ранее это было сделано с экспортом.

Причины этого стремления на поверхности – Парк перестал нести «золотые яйца». По крайней мере, в прежнем объеме. Многие беларусские IT-компании, в том числе и резиденты ПВТ, после введения санкций против Беларуси и начала российско-украинской войны предпочли релоцироваться за пределы нашей страны. А те, кто остался и продолжает работать, испытывают сложности с заказами и их оплатой – многие зарубежные партнеры не хотят сотрудничать с беларусскими резидентами. А некоторые, может, и хотели бы, но побаиваются – либо из-за страха оказаться обвиненными в нарушении санкционного режима, либо из-за трудностей с оплатой выполненных работ и перечислением денег в Беларусь.

Легко сказать – переориентировать ПВТ на Восток. Гораздо сложнее это сделать, поскольку основные заказчики и финансовые ресурсы все же находятся на Западе. Значит, нужно попытаться найти решение проблемы. Похоже, именно эту задачу и стремились решить разработчики указа № 102.

Документ предусматривает появление в структуре Парка высоких технологий управляющей компании, которая займется «стратегическим, организационным и текущим развитием». Среди ее задач – содействие расширению экспорта продукции резидентов Парка, привлечение иностранных инвестиций. А также «обеспечение платежей в Республику Беларусь», в том числе и координация деятельности резидентов ПВТ по данным вопросам. Управляющая компания будет представлять ПВТ при взаимодействии с иностранными партнерами.

Ну а Администрация Парка будет реорганизована «путем присоединения» к государственному учреждению «Секретариат Наблюдательного совета ПВТ», который подотчетен Совету министров. Для того чтобы государство могло следить за порядком и контролировать деятельность Парка и управляющей компании. При этом все прочие условия деятельности в ПВТ – правовые, налоговые, финансовые – сохраняются на прежнем уровне без каких-либо изменений.

Не очень понятно – зачем убирать Администрацию, превращать ее в Секретариат Набсовета, создавать некую управляющую компанию. Казалось бы, зачем плодить сущности и увеличивать количество управленцев в условиях снижения доходов? Возможно, как раз для того, чтобы изыскать возможности этот самый доход увеличить.

Чем может заняться эта самая управляющая компания? Допустим, она направит свою деятельность на создание разного рода посредников и компаний-прокладок в дружественных и не очень иностранных юрисдикциях для проведения расчетов с заказчиками и поставщиками. Для того чтобы обеспечить поступление средств в Беларусь и не подставлять при этом под удар резидентов Парка. На практике такая схема может оказаться не столь и сложной –  в ряде стран регистрируются компании, которые по длинной или не очень цепочке передают друг другу некий заказ на разработку. В итоге он оказывается в Беларуси, где кто-то из резидентов ПВТ берется за его выполнение. Ну а оплата через эти же компании в итоге поступает в нашу страну. Проследить всю цепочку, при большом желании, конечно же, можно. Но будет ли кто-то заниматься этими расследованиями в промышленных масштабах? Скорее всего, нет. Да и в случае чего всегда можно создать новое, «не засвеченное» еще юрлицо.

Тем же путем в Беларусь могут поставляться комплектующие для тех резидентов Парка, которые выпускают ту или иную продукцию, и не могут из-за санкций напрямую закупить все необходимое для производства.

Пока крайне мало информации для того, чтобы утверждать, что события будут развиваться именно так. Но и исключать такую возможность не стоит. Да и гриф «ДСП» заставляет задуматься о том, что не все свои планы государство хотело бы делать достоянием общественности. А заодно и «недружественных» юрисдикций.

Есть и вероятность того, что под контроль управляющей компании намереваются поставить даже деятельность тех резидентов, которые не очень-то к этому и стремились бы. На эту мысль наводит пункт 2.3 указа, где говорится о том, что управляющая компания вправе получать от госорганов, иных организаций и должностных лиц документы и информацию о бизнес-проектах и результатах деятельности резидентов. Таким образом, никто не сможет работать в обход управляющей компании, которая и будет решать, как ей удобнее организовать хозяйственную деятельность резидентов.

Так государство, с одной стороны, имеет полный контроль за ПВТ и его резидентами. А с другой создает схемы по обходу санкций, позволяющие Парку не превратиться окончательно в «чемодан без ручки». Который вроде как и есть, а толку от него без поступления в страну валюты никакого.

В этом смысле подписанный указ действительно, как сообщает пресс-служба Лукашенко, открывает «новую страницу в истории IT-отрасли Беларуси». И если задумывался Парк как открытый для всего мира проект, то теперь он превращается в довольно мутную и «серую» структуру. Ну а его резиденты – в пресловутые «шарашки», главная задача которых всеми правдами и неправдами приносить в казну хоть какой-то доход.

Даже возглавлять Секретариат Набсовета, как следует из текста указа, будет не секретарь, а начальник. Все по-военному, как и принято у силовиков. Ну а «вишенкой на торте» возложенный на Секретариат Набсовета прекрасный пункт о взаимодействии с военными комиссариатами, организациями вооруженных сил, а также других воинских формирований по вопросам призыва на воинскую службу работников резидентов Парка. Видимо, удержать программистов и прочих айтишников уровнем зарплат уже никто особо не надеется. Теперь необходим дополнительный «соцпакет» в виде отсрочек и освобождения от прохождения военных и специальных сборов. В то же время это и рычаг давления на непокорных – много работы у тебя и зарплата упала? Терпи, иначе оденешь сапоги. Такая вот дополнительная IT-мотивация. Никакой ИИ такой метод работы с личным составом не сгенерировал бы. Зато о состоянии умов и настроениях в высоких кабинетах все это свидетельствует достаточно красноречиво.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: