Итак, нам обещано очередное лицензирование. На сей раз — на «правильное» изложение истории Беларуси. Режим продолжает нагнетать антипольскую истерию. И проделывает он это с определенной и весьма конкретной целью.
Без сомнения — совместная беларусско-польская история за долгие века претерпела немало перипетий. Разбираться в нюансах — задача непредвзятых профессионалов – историков. Но нынешнему беларусскому режиму такой подход чужд. У него иная цель — окрасить все в мрачные тона. Особенно не дает покоя межвоенный период. По версии Александра Лукашенко, тогда и «польские тюрьмы были переполнены беларусскими патриотами», и беларусская «нация уничтожалась и духовно, и физически». И в принципе поляки делали из беларусов «недочеловеков и откровенных врагов». С такими установками Лукашенко сегодня выступил на встрече с «идеологическим активом, с историческим и экспертным сообществом», приуроченной к недавно учрежденной дате — так называемому Дню народного единства.
Простой констатацией откровенно надуманных и донельзя упрощенных нарративов политик не ограничился. И фактически распорядился фальсифицировать историю, потребовав контролировать то, как проблемы польско-беларусской истории «разрабатывают аспиранты и ученые сегодня, кто и как преподает историю, кто и как формирует экспозиции в музеях, туристические маршруты». И вообще — в отдельных странах, заявил Лукашенко, такая деятельность находится на особом контроле государства, вплоть до лицензирования. Значит, ты «не имеешь права рассказывать об истории страны, не сдав специального экзамена».
Значит, можно готовиться к еще более жесткому контролю в науке и в образовании. Да и на антипольскую риторику режим подсел не сегодня. Польша Лукашенко и К была назначена врагом после 2020 года. И сделано это было не случайно.
Понятно, что выживаемость тоталитарных режимов зависит, в том числе, от наличия врага. А если он не существует на самом деле, его необходимо придумать. Азбука тоталитаризма. И вовсе не безобидная инсинуация: «лицензированные» режимом историки и учителя с той или иной степенью упоротости вложат в умы подрастающего поколения выдуманный псевдоисторический конструкт. И у значительной части школьников и студентов в головах так и останется стереотип о соседе-враге, который веками порабощал, угнетал и бессовестно эксплуатировал беларусов.
Тоталитарные режимы не останавливает тот факт, что конструирование образа врага зачастую заканчивается войной. Которая, в свою очередь, чревата революцией. Учиться на ошибках предшественников диктаторы всех мастей почему-то не хотят, раз за разом наступая на одни и те же грабли. Что, впрочем, не спасает порабощенное ими население от неприятностей, потерь, а то и жертв.
Последствия истерии, раскручиваемой беларусским режимом в адрес Польши, мы уже наблюдаем воочию. Закрытая граница между Беларусью и Польшей — яркий тому пример. Погромы польской общины в Беларуси, уничтожение захоронений солдатов Армии Крайовой, миграционный кризис, откровенная охота на польских граждан, в том числе священнослужителей, сопровождаемая обвинениями в «шпионаже» — это конкретные результаты антипольской политики Лукашенко. Все это в совокупности, а не только учения «Запад-2025», привело к тому, что граница оказалась закрыта. Многочисленные провокации предсказуемо вызвали ответную реакцию. Несмотря на очевидные убытки от такого решения для самой Польши.
Но и для беларусского режима это ощутимые издержки. Накрылись и какие-никакие, но импортные поставки, и контрабанда сигаретами, и китайский транзит. Напрашивается вопрос — ради чего официальный Минск заходит так далеко? Настолько далеко, что сам несет убытки от собственной антипольской риторики?
Неверно было бы списывать все на скудоумие. Как раз напротив, в основе бесконечных наездов на Польшу со стороны режима и его идеологов может быть холодный расчет. Среди прочего — желание отомстить сотням тысяч беларусов, вынужденным эмигрировать в эту страну вследствие массовых репрессий, развязанных режимом после событий 2020 года. Это и месть Польше за то, что она приняла беглецов. И четкое понимание того, что нагнетание антипольской истерии в Беларуси способно породить ответную реакцию в польском обществе и в определенных политических кругах. Так что обвинение Польши во всех грехах, по задумке, должно спровоцировать среди поляков негативное отношение ко всем без разбора беларусам.
Согласно этому плану, события первой трети ХХ века должны превратиться в перманентно извергающийся польско-беларусский вулкан. Именно для этого изобретен и приуроченный к разделу Польши согласно Пакту Молотова-Риббентропа День народного единства. Все это составляющие провокации в адрес польского государства. Примерно по такому же сценарию беларусскими спецслужбами в Литве раскручивается тема так называемого «литвинизма». Глобально цель — создать невыносимые условия для вынужденно уехавших в эти страны беларусов. Собственные убытки не в счет — стремление отомстить «беглым», похоже, превыше всего.
Отсюда следует простой вывод — антипольская истерия со стороны официального Минска будет продолжаться и набирать обороты. Равно как и различные провокации с участием завербованных отечественными спецслужбами беларусов. Задача очевидна — рассорить нас с поляками. Ведь чем больше провокаций в адрес соседей, тем плотнее будет опускаться «железный занавес» вдоль беларусских границ, тем труднее станет жизнь убежавших от репрессий беларусов. Тут все методы хороши, вплоть до выдачи лицензий на «правильную» историю. Которая в очередной раз становится оружием. С Днем народного рассоединения вас! И ведь это пока что еще цветочки.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news