Александр Лукашенко в День народного единства собрал идеологический актив. Он потребовал проводить единую стратегию формирования исторической памяти, в том числе рассказывать о притеснениях беларусов в Польше.
Напомним, День народного единства отмечается 17 сентября. В этот день в 1939 году СССР начал боевые действия против Польши, которая за две недели до того подверглась нападению гитлеровской Германии. В результате этого похода Красной Армии к СССР были присоединены земли западных Беларуси и Украины, а также часть современной Литвы. В Польше сегодня проводятся памятные мероприятия, посвященные 86-годовщие советского вторжения.
Лукашенко добавил, что историки должны анализировать документы, факты, выстраивать хронологию событий, а идеологи трансформировать этот материал в нарративы, в аргументы и контраргументы, и работать с ними в информационном поле.
«Здесь ученые, педагоги, журналисты и эксперты должны действовать в рамках единой стратегии формирования исторической памяти», — сказал он.
Далее Лукашенко перешел к смыслу учрежденного им Дня народного единства. По его мнению, 86 лет назад «рухнула железная стена, которая разделяла народ на западных и восточных беларусов».
«Тезис звучит пафосно, но не без оснований», — сказал он, добавив, что поход Красной Армии был освободительным. Она шла на помощь беларусам, которые вели борьбу за национальное единство.
«Все, кто был на передовой этой борьбы, — наши герои», — добавил он.
Вместе с тем Лукашенко поставил под сомнение, что население Беларуси в полной мере осознало смысл и национальную значимость Дня народного единства.
«В этот праздник мы ведь не просто говорим об историческом воссоединении и единстве нации. Мы делаем выводы. Строим будущее на опыте прошлого», — сказал он.
По мнению Лукашенко, необходимо больше рассказывать о межвоенном периоде в Польше.
«Что бы ни происходило сегодня (в отношениях Беларуси и Польши. — Прим.), мы не считаем ошибкой то, что долгие годы старались жить с соседями в мире, не бросая в лицо неприятные для них исторические факты (ну что тут жалеть об этом).
Пока мы думали о дружбе, там из нас делали недочеловеков и откровенных врагов. И в культуре, и в науке, и в средствах массовой информации. В итоге выработали ту политику, которую сегодня имеем», — сказал он.
«Поэтому, на мой взгляд, надо больше рассказывать предысторию похода Красной армии. Рассказывать, прервав годы молчания о том, какой тяжелый след оставила польская власть на землях, оторванных от нашей советской республики. Наши люди должны знать, что беларусов грабили, пока этническая Польша процветала, расцветала, что наши ресурсы вывозились, а крестьянин, который трудился на износ за гроши, жил в нищете и под страхом плетки. И эта плетка опускалась на каждого, кто пытался бороться за свою веру, язык, свою культуру», — продолжил Лукашенко.
По его словам, в межвоенный период в Польше жители Западной Беларуси «были лишены права учиться на родном языке, православные храмы закрывались, национальные элиты и священники преследовались».
«Мы должны говорить о том, что жители Западной Беларуси были лишены права учиться на родном языке. Православные храмы закрывались, национальные элиты и священники преследовались. И Мы все должны помнить, что польские тюрьмы были переполнены беларусскими патриотами, что нация уничтожалась и духовно, и физически — самым жестоким способом», — добавил он.
По его словам, эти темы уже обсуждаются в Беларуси. На сегодняшней встрече нужно найти новые направления, которые зацепили бы молодежь.
«Ну, знаете, об этом мы уже как-то вкривь и вкось говорим. Но для этого не надо было сегодня собираться во Дворце независимости у президента. Мы ведь собрались для того, чтобы найти что-то новое — новое направление, которое, как молодежь говорит, зашло бы, зацепило людей», — сказал он.
Лукашенко назвал «действительно историческим примером народного единства» в борьбе за воссоединение беларусских земель.
«Особенно важно рассказывать, как героически западные беларусы сопротивлялись, объединялись в борьбе, стремились к воссоединению с восточной частью. Это действительно исторический пример народного единства. Вопрос насколько эффективно мы эти факты озвучиваем, начиная со школьного учебника и заканчивая экспозициями музеев, экскурсиями по памятным местам. Особо подчеркиваю учебники. Если со школьного возраста нам удалось убедить, вложить в голову детей то, что мы хотим и о чем говорим, значит, мы добились успеха. Потом трудно будет разубедить этих детей в обратном», — констатировал он.
Лукашенко отметил, что в идеологической политике он вместе с функционерами движется по тонкому льду.
«Мы понимаем, что Беларусь, пройдя треть века своей суверенной истории, еще очень молода. История суверенного государства только начинается. И я уже не единожды говорил, что мы идем по тонкому льду.
Те, кто мечтает, чтобы этот лед дал трещину, будут бесконечно спекулировать на важных для нас исторических датах, вбрасывая фейки про пакты, сговоры и прочую легко опровергаемую историческими документами чушь», — сказал он, передает его пресс-служба.
Под «пактом» Лукашенко имеет в виду Договор о ненападении между Германией и СССР, подписанный 23 августа 1939 года министрами иностранных дел Вячеславом Молотовым и Иоахимом фон Риббентропом. В прошлом веке стало известно о секретном дополнительном протоколе, которым разграничивались сферы интересов Германии и СССР в Европе. Президент РФ Владимир Путин неоднократно возлагал на Польшу вину в начале Второй мировой войны, хотя именно нападение Гитлера на нее 1 сентября считается началом войны. В том числе российский президент читал подобные «лекции» Лукашенко и другим коллегам по СНГ во время неформальных саммитов в Санкт-Петербурге. Сегодня Лукашенко продолжил в том же ключе.
«Знаете, как небольшой историк хочу сказать, Мы много говорим о пакте Риббентропа-Молотова и так далее, Гигин на меня смотрят. Но я должен сказать, что нам поглубже надо анализировать, почему это произошло. Если поверхностно, то вроде бы в какой-то степени и Советский Союз виноват, чего-то там делили, разделили и так далее. А если глубже посмотреть, и это уже задача даже не историков, это задача политиков, опытных политиков, которые могут через свою политическую жизнь, карьеру и прочее взглянуть конкретно на те события.
Вот Польшу разделили. Слушайте, а Польша почему допустила то, что ее разделили? Помните, я вам говорил 2020 год, мы все тут кричим, гвалт там и так далее, виноваты негодяи, подонки и прочее. Ну, Григорий Азарено и пожестче может сказать. А мы? Мы что, хороши были? Мы не виноваты? Точно там так было и с Польшей.
«Ад можа да можа» ж появилось не вчера, не сегодня. Они же все там такие. И знаете, какая политика была у поляков. И знаете, как они подлизывали того же Адольфа Гитлера? Я, конечно, не спекулировал бы, грубо говоря, на этом вопросе. Но посол есть посол. Путин приводил пример, данные есть, как там посол говорил хорошо о главе государства Германии. Слушайте, вот глядя с высоты своего положения и уже сталкиваясь с десятками и сотнями послов и посольств, ну, у них жизнь такая, они всегда всех хвалят. А вот уже руководитель государства должен различать, где они просто чего-то там хвалят, где они письма какие-то хорошие пишут от имени Дональда Трампа и так далее, а где истина, а где правда? Но, тем не менее, это было. Посол никогда не будет говорить то, особенно в те времена, такой крупной страны, как Польша, что они говорят от Польши, если ему такие задачи не поставлены, он лизать никого не будет.
Поэтому вот с этих позиций еще надо посмотреть и поляков повернуть в эту сторону и попросить их, вы туда окунитесь и проанализируете, почему вас якобы разделили? Если бы не разделили, может быть, они сами делили бы. Да и делили! Когда известный персонаж охватывал куски в пользу свою, они же молчали и поддерживали это. Ну, вот, наверное, если уж откровенно говорить, сами получили это. Это так я говорю, размышления. А вы подумайте над этим, если вы вместе с государственными служащими, которые окунулись в это, особенно с мидовским работниками, министром иностранных дел страны, вы проанализируйте это и посмотрите с другой стороны, чтобы достойно мы могли им ответить», — сказал он.
Лукашенко подчеркнул, что по всем периодам беларусской истории следует проанализировать акценты: какие даты и события важны, кто герои, кто враги. Он также призвал создать пантеон национальных героев.
«Тоже надо понимать, кто герой, кто враг, кто внес вклад в мировую культуру, науку, историю, сохранив связь с Родиной, кто сделал то же самое, но отрекся от своей идентичности. Никого не вычеркиваем из своей истории. Но акценты должны быть сделаны четко и, желательно, без полумер», — сказал он.
Критерием при формировании такого пантеона должна быть «преданность интересам родной земли и своего народа».
Он поинтересовался, какие акценты на героях делаются в школьных и вузовских программах.
«С героями Великой Отечественной войны все понятно: они героически погибали за Родину. Но у нас были и большие периоды мирной истории. Нам нужны примеры людей, которые героически жили и трудились», — сказал он.
Лукашенко также затронул тему изучения и преподавания истории.
«Важно, какие темы разрабатывают аспиранты и ученые сегодня, кто и как преподает историю, кто и как формирует экспозиции в музеях, туристические маршруты», — сказал он.
По его словам, в отдельных странах такая деятельность на особом контроле государства, вплоть до лицензирования.
«Там ты не имеешь права рассказывать об истории страны, не сдав специального экзамена», — сказал он.
Дополнено
Уже вечером пресс-служба опубликовала сообщение, в котором Лукашенко немного сгладил заявления. Как следует из него, депутат Игорь Марзалюк в ходе встречи предложил создать в Березе «музей национального масштаба о польской оккупации и о национально-освободительном движении», а такеж мемориал, «аналогичный Хатыни».
Лукашенко ответил, что нужно быть осторожными. По его словам, музей в Березе может появиться только при условии, что есть абсолютная уверенность, назревшая необходимость в его создании.
«Чтобы мы обстановку не накалили этим. Это очень важно», — сказал он.
В диалог вступил пропагандист Вадим Гигин, который напомнил о недавнем митинге в Березе и сказал, что «общественный запрос на создание там музея сформировался».
«Вадим, может быть, на этом пока и остановиться (на проведении таких памятных мероприятий, как митинг. — Прим.). Я не хочу даже дать какой-то повод. Если мы сейчас, как они, начнем нагнетать обстановку, мы только процесс подстегнем», — сказал Гигину Лукашенко.
По его мнению, требуется дополнительное изучение метариалов о «польском этноциде».
А ён нічога не гаварыў пра тое, што зараз фактычна забараняюць беларускую мову ў Беларусі? Што яго шаўкі нішчаці і перапісваюць гісторыю Беларусі для задавалення гаспадара Лукашэнкі і яго шавак і паплечнікаў — Пуціна? Што пляшывая бязродная падла прадала землі беларусаў?
А, блин, а я по заголовку подумал он про побыты и документы подружи)
Нашто выдумляць веласіпед? Ты ўжо аб’яднаў беларусаў у 2020-м