Беги, Марина, беги!

Главное
Международная космическая станция. Фото: NASA

Как уберечь первую беларусскую космонавтку от тлетворного влияния Запада и почему намеченный полет на МКС ставит нашу страну в один ряд с Кубой и Монголией?

Во время видеоконференции с участниками основного экипажа 21-й экспедиции на МКС Александр Лукашенко высказал пожелание, чтобы космонавт Олег Новицкий тщательно охранял беларуску Марину Василевскую. Берег как зеницу ока, чтобы американцы не похитили ее «в свой сегмент» станции.

Хотя, что греха таить – чаще бывает наоборот: почуявшие запах свободы граждане государств с авторитарными режимами сами решают не возвращаться за «железный занавес», предпочитая остаться на территории потенциального противника. Примеров тому не счесть – начиная от дочери Иосифа Сталина Светланы Аллилуевой, закачивая кинорежиссером Андреем Тарковским. Массово во время гастролей за рубежом в стане врага оставались балетные танцовщики – Михаил Барышников, Рудольф Нуриев, Наталья Макарова, Александр Годунов. Бежали из СССР хоккеист Александр Могильный, актер Олег Видов. Бежали военные летчики, моряки и рядовые граждане. Изредка бывало и наоборот, но отсюда бежали значительно чаще, чем сюда.

Во избежание этого моральный облик выезжающих за пределы тщательно проверялся. А к группам советских туристов был приставлен куратор из соответствующих органов. В его задачи входило следить за контактами счастливчиков, не позволять им вдохнуть тот самый воздух свободы полной грудью и уберечь от предательства. Поэтому передвигались граждане СССР по вражеской территории исключительно группами, чтобы быть на виду друг у друга и у куратора.

Но в капстрану в те времена еще попробуй попади. А тут такой соблазн – американский сегмент МКС прямо под боком. Открыл люк и привет. Но у Марины Василевской будет свой куратор — Лукашенко взял с Олега Новицкого слово, что на вражескую территорию беларуска будет заходить исключительно в сопровождении командира. И выходить с ним же. Это должно лишить врага возможности завербовать или выкрасть нашу первую космонавтку. А то пристыкует Илон Маск свой Starship к МКС втихаря – и поминай как звали.

Во избежание возможных недоразумений и для исключения недооценки ответственности Лукашенко сегодня даже подписал указ «О статусе беларусского космонавта». Там черным по белому значится, что «космонавт должен соответствовать своему высокому званию, обладать твердой гражданской позицией, принимать активное участие в общественно-политической жизни страны, достойно представлять Республику Беларусь на международной арене». Куда сбежишь с такими регалиями. Теперь в ответ на призыв американских астронавтов остаться в безопасности в их сегменте МКС Марина Василевская может с гордостью продемонстрировать им текст этого документа. И они мгновенно поймут всю тщету посягательств на твердую гражданскую позицию первой беларусской девушки в космосе.

С будущей общественно-политической жизнью тоже все ясно — Марине Василевской еще предстоит сыграть далеко не последнюю роль в предстоящей избирательной кампании Лукашенко. Не зря он заявил, что «нам она еще нужна на Земле потом».

Ладно, все это шутки. А если серьезно, то акция в виде отправки беларуски в космос очень напоминает времена шефства Советского Союза над своими сателлитами. Время от времени в компанию к советским космонавтам попадали товарищи из «дружественных» стран. Братскую Кубу на борту «Союза-38» в 1980 году представлял космонавт Арнальдо Тамайо Мендес. Первым вьетнамским космонавтом в том же 1980 году стал Фам Туан. На следующий год сто первым космонавтом мира стал гражданин Монголии Жугдэрдэмидийн Гуррагча. В рамках программы «Интеркосмос» под чутким советским руководством на орбите работали граждане Польши, Болгарии, ГДР, Румынии и Венгрии. В общем, почти всех государств, входивших в Организацию Варшавского договора или просто плывущих в кильватере советской политики. За год до вывода советских войск из Афганистана в космос слетал и представитель этой страны Абдул Ахад Моманд. Понятно, что ключевую роль в таком сотрудничестве играли политические соображения — таким образом Советский Союз демонстрировал миру свое преимущество, помогая своим менее технически развитым союзникам войти в число космических держав.

Теперь в этом перечне оказалась и Беларусь. Сделанный Путиным комический «подарок» как бы закрепляет за нашей страной малопочетное звание российского спутника. И космического, и политического. Все же понятно: за пределы без сопровождения командира не сметь делать и шагу. И касается это не только Марины Василевской на МКС.

Сомневаюсь, что полученные в ходе этого полета результаты научных исследований хоть как-то компенсируют выдачу нам этого статуса. Да разве в этом ценность? Вот как предвыборный подарок полет – в самую точку. Будет чем козырять перед ошарашенным электоратом. Если, конечно, повод для гордости не сбежит к американцам. А хватит тут командира и указа? Или для верности стоит отправить с ней на орбиту пару-другую «красауцау»?

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news (ранее REFORM.by)


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: