Призрак импортозамещения и путь самурая

Комментарий
Photo by Ryunosuke Kikuno on Unsplash

Сегодня Александр Лукашенко в очередной раз приехал на многострадальный минский мотовелозавод. Предприятие-для-битья в очередной раз вызвало высочайшее недовольство. Что не помешало чиновникам разглядеть в наставлениях Лукашенко не критику, но «отеческое слово». Они давно стали настоящими самураями, научившись следовать одному из главных правил бусидо.

В 2007 году «Мотовело» приобрела австрийская компания АТЕС Holding, принадлежащая беларусскому бизнесмену Александру Муравьеву. Новый собственник обещал погасить долги предприятия, сохранить торговую марку и инвестировать в производство мотоциклов и велосипедов 20 миллионов долларов. Но беларусским властям не понравилось, как Муравьев распоряжался заводом. Сообщалось, что заявленные при покупке предприятия обязательства новым собственником не выполняются. Летом 2015 года Александра Муравьева задержали. А новым директором «Мотовело» был назначен бывший председатель минского горисполкома Минска Николай Ладутько.

В 2017 году Муравьев был приговорен к 11 годам лишения свободы за мошенничество в особо крупном размере, организацию завладения имуществом, хищения путем злоупотребления служебными полномочиями и в организации и пособничестве в уклонении от уплаты налогов. У Муравьева конфисковали акции и «Мотовело», и предприятие вернулось в собственность государства, предприятие не получило новую жизнь. 20 апреля 2018 года экономический суд города Минска принял решение о признании открытого акционерного общества «Мотовело» банкротом. Предприятие подлежало ликвидации.

Но власти не захотели отказываться от выпуска в Беларуси мотоциклов и велосипедов. В феврале 2021 года прошло совещание о дальнейшей судьбе ОАО «Мотовело». На нем Лукашенко потребовал разработать четкую стратегию развития предприятия на пять лет, поставив его в один ряд с МАЗом, БелАЗом, МТЗ, «Гомсельмашем». Он заявил, что мотовелозавод нельзя потерять. У чиновников были грандиозные планы на будущее, в том числе – по завоеванию беларусскими велосипедами рынка Евросоюза.

В марте того же года Лукашенко приехал на завод, чтобы окончательно определить его судьбу. Было принято решение ликвидировать хозяйственное общество, но в течение ближайшей пятилетки создать на его базе новое высокотехнологичное, ориентированное на экспорт производство. На базе третьего корпуса планировалось запустить технопарк. Но основным видом деятельности для предприятия все равно должно было остаться производство мотовелотехники.

Прошло более года. Лукашенко снова приехал на мотовелозавод. И остался недоволен увиденным. В частности, отметил медленную реализацию ранее намеченных планов. А практически все комплектующие закупаются за рубежом. А стремиться надо к тому, чтобы делать свое. После просмотра видео с «Мотовело» быстро становится понятно, что отечественного в показанном Лукашенко мотоцикле только дизайн-проект и сборка. А с учетом обстановки в мире, санкционного давления такой подход несет в себе определенные риски.

Такой подход действительно в современных условиях несет определенные риски. Не будем долго останавливаться на том, кто именно виноват в том, что Беларусь оказалась в таких условиях. Но есть и другие, не менее значимые вопросы. И о них чиновникам хорошо известно. Директор «Мотовело» Николай Ладутько даже не скрывает, что спрос на велосипеды падает и в Беларуси, и в России. Однако модернизация производства на минском мотовелозаводе продолжается по плану и завершится к 2023 году.

Ладутько пояснил: по расчетам для того, чтобы работа предприятия приобрела «экономический смысл», нужно продавать более 200 тысяч велосипедов в год. А за прошлый год было продано всего 105 тысяч. То есть заводу предстоит удвоить производство и сбыт в условиях падения и закрытия рынков.

В этом смысле беларусские чиновники и руководители предприятий упорно придерживаются бусидо – кодекса самураев, один из пунктов которого гласит, что у самурая нет цели, только путь. Поэтому не важно, куда предприятие будет девать выпущенную вело- и мототехнику в условиях падения спроса в своей стране и в России, учитывая, что европейский рынок, на который тоже возлагались надежды, для Беларуси теперь закрыт. Главное – выполнить поручение. Об эффективности подумаем потом. Может быть. Далеко не факт, что локализация будет рентабельнее. Не уверен, что кто-то делал такие расчеты. Но призрак импортозамещения бродит по Беларуси.

Чиновники привыкли к разносам. И, похоже, воспринимают их как неприятное, но неизбежное реалити-шоу. С некоей периодичностью в медиапространство врывается очередной нагоняй исполнителям. Которые, понурив головы, исполняют привычные для себя роли провинившихся градоначальников. И внимают критике. Вернее, «отеческому слову» – именно так расценил нагоняй от Лукашенко Николай Ладутько. И пообещал, что локализация будет ускорена.

Иногда складывается впечатление, что предприятия-зомби вроде «Мотовело» существуют специально для проведения этих самых шоу. Удобная площадка. Ведь прошедшие годы все проблемные отрасли вроде производства цемента, деревообработки или того же производства велосипедов можно было или поднять на ноги, или уже похоронить окончательно, чтобы не мучились. Но нет, все они продолжают существовать, тянуть деньги из бюджета. И в нужное время отыгрывать роль съемочной площадки для передачи «Очередной разнос чиновникам». Которая выходит в эфир уже много лет подряд. И все давно понимают ритуальность происходящего. А вот беларусские велосипеды как не пользовались бешеным спросом на рынке, так и не пользуются. Несмотря на все пертурбации на их производстве. Но беларусские самураи упорны на своем пути.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.by


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: