«Жесткие, асимметричные, но адекватные меры», обещанные беларусским МИД в ответ на санкции ЕС, США, Великобритании и Канады, начинают обретать конкретные очертания. А под национальной идеей, как под исторической миссией народа, подведена жирная черта.
На совещании по экономике и проекту бюджета на 2022 год Александр Лукашенко потребовал от правительства заниматься санкциями по-военному.
Для выполнения этой задачи правительство должно действовать четко. К теперешним санкциям в Беларуси готовились полгода, а в правительстве был создан антикризисный штаб.
«В целом правительство должно заниматься этими вопросами принципиально, без волокиты, четко, по-военному», — потребовал Лукашенко.
После совещания премьер-министр Беларуси Роман Головченко заявил, что в ближайшее время будут введены ответные санкции в отношении стран Запада.
«Мы подготовили и в ближайшие дни введем пакет ответных мер экономического реагирования на те ограничительные действия, которые приняты в отношении нашей страны», — сказал глава правительства.
Что именно войдет в ответный пакет, премьер пока не раскрыл, уточнив лишь, что список будет немалый.
«Список будет достаточно большой. Это уже будут не так называемые асимметричные меры и не формальные. Это будут экономические меры в ответ на то, какому давлению подвергаемся мы», — сказал Головченко.
Санкционная война набирает обороты. И хотя, по словам властей, потери от санкций мизерные, в ответ на них все-таки потребовались «жесткие меры». Учитывая, что ЕС уже разрабатывает шестой пакет санкций, шаги обеих сторон будут становиться все жестче и жестче. И предсказать, до каких глубин может зайти эта взаимная жесткость, пока в принципе невозможно.
Александр Лукашенко допускает, что может выслать из страны зарубежных дипломатов. «Что мы с ними телепаемся? Они же работают во вред», — заявил он. Правда, высылать дипломатов обещано «цивилизованно».
Лукашенко заявил, что Запад ему поставил ультиматум.
«От нас требуют, чтобы Беларусь стала такой, как Украина. Цитирую: «Демократическим, перспективным, развитым» государством, как Украина. На что четко два дня назад им было отвечено: мы никогда не станем Украиной. Потому что мы — беларусы, у нас собственное видение наших перспектив», — заявил Лукашенко.
Почему он решил, что может говорить о «собственном видении перспектив» от лица всех без исключения беларусов, Лукашенко не уточнил.
По его мнению, все это часть глобального противостояния с Россией, а он находится на его передовой.
«Вы видите, что происходит от Черного моря до Балтики. И мы оказались главным звеном в давлении на Российскую Федерацию. Мы можем изменить свой курс и предать Россию, русский народ, россиян? Не можем», — сказал он.
Вот такой итог развития национальной идеи через 27 лет независимости. Геополитическая дилемма. Либо стать «демократическим, перспективным, развитым» государством, либо «не предать Россию». И оказаться вместе с ней в списке недемократических и бесперспективных?
Не хочется придираться к формулировкам. Но выбор путинской России действительно не кажется перспективным для будущего Беларуси. Невооруженным глазом видны попытки Кремля возродить не то СССР, не то Российскую империю. И выгоднее было бы «откараскиваться» сегодня от России всеми силами и средствами. Но тут возникают свои угрозы – для официального Минска потеря поддержки Москвы в нынешних условиях равна потере власти.
В эпоху феодализма никто и не спрашивает у крепостных об их желаниях. На вверенной ему территории феодал может распоряжаться ее жителями по своему усмотрению. Иногда кажется, что многие постсоветские страны так и не вышли еще из эпохи феодализма. Оттуда, кстати, и противостояние с западной цивилизацией. Слишком разное представление о ценностях, перспективах. И о цене независимости.
***
Мнения и оценки авторов материала могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: