В основе высоких темпов роста — внешнеторговое чудо, или сверхвысокие темпы роста экспорта, прежде всего, в натуральном выражении, которые опережают среднемноголетние значения. При этом беларусская экономика остается уязвимой. Такое мнение высказал старший научный сотрудник Центра экономических исследований BEROC Дмитрий Крук на конференции «Беларусско-российский экспертный диалог».
«То, что происходит последние 6-8 месяцев в беларусской экономике, это очень нестандартная ситуация. Очень быстрый рост экспорта, и вы можете видеть, что существенно превышен предковидный объем и долгосрочный уровень экспорта, на который опиралась Беларусь. И этому сопутствует еще отставание импорта», — сказал он.
Дмитрий Крук отметил, что рост в основном обусловлен внешними факторами, а внутренний спрос при этом близок к рецессии. В январе-июле ВВП Беларуси вырос на 3,3%, но по итогам августа замедлился до 3%.
Наиболее уязвимыми местами беларусской экономики он назвал ценовую стабильность и инфляционные ожидания, а также финансовую стабильность и состояние ликвидности в иностранной валюте.
Дмитрий Крук отметил, что рост цен является общемировой тенденцией, но в Беларуси он усугубляется высоким уровнем недоверия, что создает дополнительные трудности для удержания инфляции Нацбанком и правительством. Итогом может стать раскручивание инфляционной спирали.
Финансовой стабильности угрожает устойчивая тенденция ухудшения ликвидности в иностранной валюте. По словам Крука, уже полтора года идет значительный отток депозитов из банковской системы, прежде всего в иностранной валюте.
Экономист обратил внимание на то, что краткосрочный рост ВВП, отмечаемый в этом году, происходит на фоне низких показателей за многие пердыдущие годы. Рост, который генерирует экономика Беларуси, не в состоянии поддерживать уровень благосостояния в сравнении с соседними странами. Разрыв растет с начала прошлого десятилетия.
Дмитрий Крук также рассмотрел возможные последствия санкций. По его словам, секторальные санкции могут затрагивать 10-13,5% беларусского экспорта. Потенциальные потери ВВП при реализации худшего сценария могут достигнуть 6-10% ВВП. Он обратил внимание на финансовую составляющую санкций, которая оказывает давление на финансовую стабильность. Вместе с тем, точно спрогнозировать последствия санкций нет. Дмитрий Крук отметил, что ограничения могут и не охватить 10-13,5% экспорта. Кроме того, Беларусь может предпринимать меры по обходу санкций или перенаправлению товарных потоков на другие рынки, что в итоге ослабит последствия для ВВП.
«Сегодняшний относительно благоприятный момент, да, он, можно признать, был благоприятным, но он уже близок к своему завершению. Внешнеторговое чудо даже без влияния санкций с большой вероятностью уже начинает ослабляться и с еще большей вероятностью вскоре исчерпается, даже если б не было санкций. В связи с этим оценка наша на 2021 год — 2,4(% прироста ВВП, — прим. Reform.by), если санкции начнут влиять более интенсивно уже в этом году — это диапазон 1,7-2,4% по итогам этого года. Это неплохо, но это нельзя назвать каким-то колоссальным успехом», — сказал он.
Надо отметить, что в прошлом году еще до введения отраслевых санкций в прогноз социально-экономического развития на 2021 год был заложен рост ВВП в 1,8%.
Дмитрий Крук предупредил о риске сползания в рецессию в 2022 году. Основной вопрос, насколько глубокой и продолжительной будет рецессия, и будет ли ей сопутствовать финансовый стресс или финансовый кризис. Реализация пессимистичного сценария может вылиться в затяжную депрессию.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: