Вчера в Вильнюсе состоялась первая с 2020 года двусторонняя встреча президента Украины Владимира Зеленского с руководительницей Объединённого переходного кабинета Беларуси Светланой Тихановской. Какие же факторы могли повлиять на изменение стратегии Киева в отношении беларусских демократических сил?
Позицию Украины по отношению к Беларуси, к режиму Александра Лукашенко и к беларусским демократическим силам определяет идущая война. По вполне понятным причинам Киев стремился не допустить более активного участия беларусского режима в российской агрессии. Отсюда и подход, в основе которого была максима — не провоцировать официальный Минск. Профита от тесных контактов с беларусским демдвижением Киев не видел, а риски оценивал высоко. Следствие — немногочисленные контакты на среднем уровне и демонстративное игнорирование лидера демократических сил Светланы Тихановской.
Что же изменилось? Пожалуй, одним из ключевых факторов стали переговоры администрации Дональда Трампа с режимом Лукашенко. Для беларусского политика этот трек важен, а потепление в отношениях с Вашингтоном практически исключает полноценное вступление Беларуси в войну. Вероятно, это и дало украинскому лидеру основания больше не опасаться открытия второго фронта и участия беларусской армии в боевых действиях. Следовательно, пространство для маневра по отношению к северному соседу для Киева расширилось.
Встреча Владимира Зеленского со Светланой Тихановской наверняка получила одобрение со стороны Польши и Литвы, лидеры которых все эти годы придерживались отличного от Украины подхода и поддерживали беларусское демократическое движение. Это тоже могло сыграть определенную роль в решении Зеленского — как только у него появилась возможность, он учел позицию ближайших союзников и партнеров по «Люблинскому треугольнику».
Могли повлиять на ситуацию и кадровые перестановки в Офисе президента Украины. Еще в начале декабря прошлого года, когда стало известно об отставке Андрея Ермака, вслед за которой логично было ожидать и ухода с постов ряда его назначенцев, мы констатировали вероятность изменений в подходе руководства Украины в отношении беларусского демдвижения. Появление новых лиц в администрации Зеленского вполне могло оказаться пусть не основной, но важной вехой в процессе пересмотра стратегии по Беларуси.
Свою роль могли сыграть и контакты Офиса Светланы Тихановской с администрацией Дональда Трампа. На этом направлении для Украины сегодня ни один голос в поддержку не окажется лишним.
Совокупность всех этих факторов в итоге привела к подвижкам. Беларусское демократическое движение в целом и Тихановская в частности перестали быть угрозой. А вот плюсы для Украины появились. Например, попытаться таким образом сорвать возможное участие Лукашенко в переговорах о завершении войны. Или хотя бы сделать участие в них максимально некомфортным для официального Минска.
И еще. На состоявшемся в Вильнюсе мероприятии в память участников восстания 1863–1864 года украинский президент неожиданно много говорил о нашей стране. В частности о том, что сегодня Беларусь «вынуждена существовать как российское генерал-губернаторство». Возможно, это обусловлено нюансом, важным для Зеленского с точки зрения внутренней политики. Фактором, который в скором времени может выйти для украинского президента на первый план.
В случае заключения мирного соглашения с РФ, итоги войны, как бы она не закончилась, определенные политические силы как внутри Украины, так и извне, будут использоваться для раскачивания ситуации в этой стране. В особенности все, что касается неизбежных территориальных потерь. Это начнут подавать как поражение Украины, следовательно — как поражение Зеленского.
Пример Беларуси вполне способен стать важным аргументом в ожидающей Украину и украинского президента внутриполитической баталии. Зеленский может и должен говорить своим сторонникам и противникам о том, что Россия готовила Украине судьбу нашей страны. Потерю независимости, превращение в генерал-губернаторство. И только сопротивление и мужество украинского народа позволили не допустить реализации этих планов. Украина смогла выстоять и сохранить независимость. Это и есть важнейший итог. Это победа без всякого преувеличения. К сожалению, но современная Беларусь может послужить Украине и таким образом, в качестве антипода.
Безусловно, встреча Зеленского с Тихановской — это и стоп-сигнал официальному Минску. Ответ Лукашенко на его далеко идущие планы и заявления о том, что «никто, кроме нас, им (Украине — прим. Reform.news) не поможет в послевоенное время». Киев четко дает понять, что у него иные ориентиры. И в корне отличные планы на послевоенные перспективы своей страны. Лукашенко в них места нет. В отличие от Светланы Тихановской.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

