Планы Кремля по размещению тактического ядерного оружия неизбежно ставят ребром вопрос о появлении в Беларуси полноценной российской военной базы. Это не только превратит нашу страну в мишень, но и окончательно зафиксирует российскую оккупацию.
В январе 2022 года лидеры пяти стран, обладающих ядерным оружием – США, Китая, России, Великобритании и Франции – выпустили совместное заявление о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений. Согласно этому договору, разработанному Комитетом по разоружению ООН, каждое из государств-участников, обладающих ядерным оружием, обязалось не передавать кому бы то ни было это оружие или другие ядерные взрывные устройства, а также контроль над ними ни прямо, ни косвенно.
В заявлении стороны подтвердили и приверженность обязательствам по Договору о нераспространении ядерного оружия. Значит, размещенное в нашей стране ТЯО должно оставаться под российским контролем. Это подтверждает и Кремль, и беларусское министерство иностранных дел, заявляя, что «размещение ядерных боезарядов на территории Беларуси без передачи Минску контроля за ними, а также доступа к соответствующим технологиям, никоим образом не противоречат положениям статей I и II Договора о нераспространении ядерного оружия». То есть не нарушает международных обязательств по нераспространению ядерного оружия. Вопрос в том, как этот контроль обеспечить.
Решение разместить ядерное оружие в Беларуси Владимир Путин обосновал просьбами Александра Лукашенко и поведением Соединенных Штатов, которые размещают ТЯО на своих базах в странах НАТО. «Мы не передаем. Ни США своим союзникам не передают. Мы, в принципе, делаем то же самое, что они делали десятилетиями» – заявил Путин. По словам российского президента, ядерное оружие США сегодня находится «в шести государствах — это ФРГ, Турция, Нидерланды, Бельгия, Италия и Греция — ну, в Греции сейчас нет, но хранилище есть».
Однако есть важное «но». Это оружие находится под контролем американских военных на американских же военных базах. Эти базы пользуются режимом экстерриториальности. То есть считаются территорией страны, войска которой там располагаются. Что и позволяет США хранить на них ядерное оружие. Ведь формально, с точки зрения международного права, оно продолжает находиться на территории Соединенных Штатов.
Россияне называют это «лазейкой, которую нашли американцы». Но именно этот фактор помогает США избежать обвинений в нарушении Договора о нераспространении ядерного оружия. И России, если она намерена придерживаться подписанных документов, придется идти тем же путем. Что делает неизбежным появление российской военной базы в нашей стране.
Российские эксперты даже не скрывают таких намерений. «Мы на своих военных базах будем размещать тактическое ядерное оружие в Беларуси» – заявил в эфире Радио «Комсомольская правда» глава российского Центра изучения военных и политических конфликтов Андрей Клинцевич. Персонаж, кстати, интересный – бывший военный, разведчик. Работал в Минске в посольстве РФ в бытность послом Михаила Бабича. Того самого, который не прижился в Минске, и которого МИД Беларуси неоднократно одергивало после его скандальных заявлений.
А теперь одергивай – не одергивай, но других вариантов, кроме создания российской военной базы, для размещения ядерного оружия в рамках ДНЯО в нашей стране нет. Россия заявила о планах к 1 июля 2023 года завершить строительство специального хранилища для тактических ядерных боеприпасов. Если так, то в ближайшее время нужно ждать заключения договора о создании российской военной базы. Причем базы экстерриториальной, с юридическим иммунитетом для размещенных там военных. Которые будут находиться под действием российского, а не беларусского законодательства.
Более того, Клинцевич прямо говорит не об одной, а о нескольких базах. Что может свидетельствовать о масштабных планах Кремля в отношении нашей страны.
Российские военные объекты на территории нашей страны были и так. Это зональный узел связи ВМФ России около Вилейки и радиолокационная станция системы предупреждения о ракетном нападении ВКС РФ под Барановичами. Однако есть существенная деталь – они не наделены статусом военных баз.
Ранее официальный Минск не раз заявлял об отсутствии необходимости размещении в Беларуси российских баз. В 2018 году Александр Лукашенко, встречаясь с американскими военными аналитиками, называл появление в нашей стране российской базы «надуманной проблемой». «Мы ее не размещаем, потому что она здесь не нужна» – говорил он. Вторил ему и министр обороны Виктор Хренин.
«Они здесь не нужны с военной точки зрения. Зачем здесь базы?» – задавал сам себе вопрос Лукашенко и в феврале 2022 года, за неделю до начала российско-украинской войны. Примечательно, но, судя по ряду заявлений беларусского правителя, решение о размещении в нашей стране российского ТЯО в тот момент если еще и не было принято, то уже обсуждалось.
Зато в Беларуси создавались российско-беларусские учебно-боевые центры. Которые, как полагали многие эксперты, могли в случае надобности легко превратиться в полноценные военные базы. Нельзя исключать, что в итоге Россия и предпочтет именно такой сценарий.
Зачем же был нужен камуфляж? Объяснение может быть довольно простым: против появления российской базы было настроено большинство беларусов. Согласно опросу Chatham House, в июне 2022 года с этим были не согласны 43% опрошенных. И лишь 24% отнеслись к возможности ее создания положительно.
Очевидно, власть решила до поры до времени не тревожить лишний раз общественность. А потом, как водится, просто поставить перед фактом.
Чем чревато для нашей страны появление российской военной базы? Во-первых, она становится целью для потенциального противника. Осуществи Россия удар с территории нашей страны, начни она войну с блоком НАТО, и ответный, а, возможно, и превентивный залп прилетит по Беларуси. С появлением базы эта угроза из гипотетической превращается во вполне реальную.
Во-вторых, база – это фиксация оккупации Беларуси. Инструмент для российского контроля над нашей страной. Как говорил в интервью Reform.by российский военный эксперт Павел Лузин, «база позволяет вмешаться во внутриполитический процесс. <> Как мы это видели, кстати, в Крыму в 2014 году: наличие базы Черноморского флота, которое позволило масштабировать российское военное присутствие». И уже будет неважно – выкрутил ли руки Лукашенко Кремль, добиваясь создания базы, или тот сделал выбор самостоятельно, стремясь заполучить ядерное оружие.
Ведь после создания своей военной базы Россия возьмет Беларусь под еще более жесткий контроль. А история учит – выгнать российского солдата всегда гораздо труднее, чем заполучить.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.