Не все уехавшие из страны беларусы приживаются за рубежом. Кто-то сталкивается с неустроенностью и материальными трудностями, кто-то не может найти работу по специальности. Кого-то просто заедает тоска по дому и оставшимся там родным. Некоторые решают вернуться. И оказываются в руках силовиков.
По данным правозащитников, в последние дни на границе с Польшей проходят массовые задержания. Одних забирают за участие в акциях, других – за встречи в Польше «с кем не надо». Кого-то – за комментарии в соцсетях и мессенджерах. По словам свидетелей, ехавших в ночь на 19 декабря, если кто-то из пассажиров привлекает внимание после проверки паспортов, то автобус задерживают и вызывают ОМОН. В ночь на 19-е из одного автобуса забрали десять человек. То же самое происходит и в маршрутках.
Случаи задержаний после возвращения в Беларусь не единичны. В Гомельском областном суде будут судить администратора протестных чатов Татьяну Курилину, сообщает «Весна». Ее обвиняют по ряду уголовных статей, женщине может грозить до 15 лет лишения свободы. По версии обвинения, Татьяна через телеграм-ресурсы призывала участников чатов к насильственным действиям в отношении представителей власти и силовых структур.
По имеющейся информации, Курилина долгое время находилась за границей, но решила вернуться в Беларусь. Как утверждает «Байпол», ее «развели» спецслужбы. Некий молодой человек уговорил ее приехать домой, обещая решить все вопросы. Татьяна поверила, но это оказалось спецоперацией КГБ. Силовики просто воспользовались ее доверчивостью.
На днях задержали и вернувшихся в Беларусь Варвару и Павла Медведевых. Судя по распространенной пропагандистами информации, пара два года жила за границей и решила вернуться домой на лечение – у Павла ухудшилось здоровье. Через несколько недель после возвращения супругов задержали. Теперь им инкриминируют участие в протестах 2020 года, деятельность «в составе диаспор» и публикацию негативных комментариев в интернете.
Это всего лишь несколько примеров, о которых стало известно в последнее время. На самом деле таких случаев гораздо больше. «DW» писала о жителе Постав, который вернулся из Латвии, рассчитывая, что «все затихло». Однако его задержали и обвинили в «нарушении общественного порядка». Мужчине может грозить до четырех лет лишения свободы. В начале декабря силовики сообщали, что задержали вернувшегося из Польши жителя города Скидель, который якобы вступил в мобилизационный план оппозиции «Перамога», а в 2020 году «призывал к насилию в отношении силовиков».
Причем для того, чтобы оказаться в числе задержанных, вовсе не обязательно быть известным активистом. СМИ сообщали о задержании двух беларусов, которые несколько лет жили в Польше и приехали в Беларусь проведать родственников. Один из них оказался в СИЗО за помощь беларусским беженцам, второго задержали за фотографии с беларусской национальной символикой в соцсетях. Известны случаи, когда силовики брали тех, кто приехал в страну на похороны родственников.
Периодически появляется информация о том, что силовые структуры сами выходят на контакт с активистами, предлагая им «беспрепятственно» вернуться домой. Создано немало подобных телеграм-каналов. «Каждый зарубежный экстремист – «на карандаше». Кто хочет вернуться и остаться на свободе, следует обратиться в наш бот», – пишут авторы одного из них. Так силовики намеренно заманивают людей в Беларусь. А обещания «простить искренне покаявшихся» на деле остаются ничего не значащими словами. Проводятся целые спецоперации для того, чтобы заманить доверчивых и уговорить их приехать. А дальше события развиваются по известной схеме – через некоторое время после возвращения человека задерживают и предъявляют обвинение.
Вестись или нет на подобные призывы, рисковать, возвращаться или остаться в относительной безопасности – каждый решает сам. Но не нужно быть чересчур инфантильным, рассчитывая на то, что время прошло, а режим простил и забыл. Практика показывает, что это совсем не так.
Градус репрессий в Беларуси не снижается. Даже наоборот – в последние месяцы выросло количество фиксируемых правозащитниками политически мотивированных задержаний, констатируют эксперты «Беларусского трекера перемен». Если летом в среднем задерживали по 100–120 человек в месяц, то осенью — в 3,5 раза больше. Вырос и уровень жесткости уголовных наказаний. Логика силовиков проста – морально сломать сопротивление, чтобы никто даже думать не смел противостоять режиму. Для этого надо посеять страх. Бояться должны все, даже те, кто находится вдали от Беларуси. Да и возвращающихся в страну активистов власть считает потенциально опасными. Отъезд на длительный срок за границу становится для силовиков своеобразным маркером, привлекающим внимание к человеку. Что уже говорить о тех, кто по разным причинам оказался «в разработке».
Так что если у вас есть хоть малейшие опасения в том, что силовые структуры могут проявлять к вам интерес – планировать возвращение не стоит, предупреждают правозащитники. Риск в данном случае вряд ли оправдан, поскольку никому – ни вашим родственникам, ни друзьям, ни вам самим – не станет легче от того, что вы окажетесь за решеткой.
Ну а обещания «понять и простить» не стоят и выеденного яйца. Власти ведут настоящую войну против всех, кто имел смелость хоть каким-то образом выразить несогласие с происходящими в Беларуси процессами. Уехавшие для них – как бельмо в глазу, ведь дотянуться до них гораздо труднее. И тут «на войне как на войне» – в ход идут уловки, запугивания, шантаж и обман. Никаких моральных принципов у силовиков нет, и они могут пускаться на любые хитрости.
Запретить возвращаться никто не в праве. Но, принимая такое решение, нужно понимать, что в сегодняшних реалиях дорога домой может оказаться очень долгой.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: