Стали известны имена еще трех беларусок, которых отправили в колонию по «делу дворовых чатов». Это Марина Петрожицкая, Анастасия Сикирицкая и Анастасия Горчакова, пишет «Наша Ніва».
В июле 2025‑го женщинам присудили по два года колонии и 800 базовых штрафа за «создание экстремистского формирования».
62-летняя Марина Петрожицкая работала завучем по воспитательной работе в минской гимназии № 34, которая находится около улицы Орловской, напротив Киевского сквера. Женщина окончила Беларусский государственный педагогический университет (тогда Минский государственный педагогический институт) в 1984 году, после чего преподавала математику около 40 лет.
В июле 2021-го Петрожицкой присудили 15 суток. У нее тогда провели обыск дома, забрали в КГБ, а потом оформили протокол за «неподчинение». Когда точно ее уволили из школы, неизвестно.
Петрожицкую арестовали в октябре 2024 года. По информации Belarus Women Foundation, ее приговорили к двум годам колонии, а также к штрафу в размере 800 базовых (на момент суда 33 600 рублей). Ее обвинили в «участии в экстремистском формировании» (ч. 1 ст. 361-1 Уголовного кодекса).
43-летняя Анастасия Горчакова из Минска. У женщины двое несовершеннолетних детей. В 2006 году окончила Беларусский государственный педагогический университет. Работает фотографом, специализируется на семейной и детской фотографии.
Анастасии Сикирицкой 44 года. Она тоже минчанка. Женщина замужем, воспитывает двоих детей.
Напомним, 29 октября 2024 года КГБ объявил о признании дворовой коалиции «Орден» «экстремистским формированием». В ее состав, по данным ведомства, входили 9 локальных чатов, в том числе «Навагрудскія партызаны», «Злые когтики», «Сухарево», «Сеніца 2.0», «Солідарнасць», «Вольныя ваўкі», «ВИЛИЯ», «Скромные матрешки» и «Соседи».
После этого по всей стране прошли массовые задержания. В отношении десятков человек были возбуждены уголовные дела по статьям 357 УК («Заговор или иные действия с целью захвата власти») и 361-1 УК («Создание или участие в экстремистском формировании»).
По данным правозащитников, некоторые фигуранты находятся за пределами страны, а десятки других остаются под стражей. Некоторым сначала предъявили обвинение по ст. 357 УК, а позже переквалифицировали на ст. 361-1 УК, некоторых обвиняют сразу по двум статьям. Первые массовые суды по этому делу начались в июле 2025 года.