Ставка на вмешательство Китая и игра в гляделки на границе

Главное
Перекрытый железнодорожный переход на беларусско-польской границе. Фото: пресс-служба Гроненского облисполкома.

Граница между Беларусью и Польшей осталась заблокирована и по окончании учений «Запад – 2025». По информации Министерства внутренних дел и администрации Польши, решение о закрытии границы принято «на неопределенный срок». Перекрыв трансграничное движение, Варшава рассчитывала подключить к давлению на беларусский и российский режимы Китай. Однако не исключено, что Польша переоценила свои возможности.

На все ради давления

Цели Польши, решившейся на закрытие границы с Беларусью и полную приостановку как автомобильных, так и железнодорожных перевозок, сформулировал министр иностранных дел этой страны Радослав Сикорски. По его словам, на границе «проводится российско-беларусская гибридная операция против Польши». Это и инициированный Москвой и Минском миграционный кризис, и появление в польском небе российских беспилотников, и аресты польских граждан беларусскими спецслужбами. В то же время закрытие границы затронуло интересы Пекина, перекрыв один из важных сухопутных коридоров транзита китайских товаров в ЕС. Поэтому в Варшаве надеялись, что Китай сумеет надавить на Минск и добиться как минимум снижения миграционного давления и иных провокаций в отношении Польши.

«Мы возобновим движение, когда будем уверены, что безопасность поляков гарантирована, и нам не грозят никакие провокации», — пояснил министр внутренних дел и администрации  Польши Марцин Кервиньски.

В минувший понедельник Варшаву посетил министр иностранных дел Китая Ван И. В ходе переговоров с ним Радослав Сикорски поднимал, в том числе, и вопрос о закрытии границы, изложив китайскому коллеге позицию Польши. По итогам встречи стороны воздержались от официальных заявлений. А в интервью Polsat, отвечая на вопрос, произвело ли сказанное впечатление на Ван И, Сикорски ответил цитатой из Евангелия: «По плодам их узнаете их».

Польская редакция Newsweek пишет, что Китай все же пообещал повлиять на режим Лукашенко. По информации источников издания, Ван И дал понять Сикорскому, что власти Китая «проведут откровенный разговор с Лукашенко» относительно ситуации на польской границе.

Впрочем, даже если «откровенный разговор» с Лукашенко действительно входит в планы Пекина, вовсе не факт, что закрытие польско-беларусской границы стало большой проблемой для Китая. Не ясно и то, как долго сама Варшава готова держать границу на замке. В первую очередь речь идет именно о железнодорожном сообщении, перекрыв которое Польша несет немалый финансовый и репутационный ущерб.

А мы пойдем южнее

Посмотрим на цифры. Как указывает издание Rzeczpospolita, через Польшу проходило 90% железнодорожных грузоперевозок между Китаем и ЕС. Компания Upply, анализирующая рынок транспортных услуг, отмечает, что в 2024 году объём перевозок по этому маршруту вырос на 10,6%, достигнув 745 900 стандартных двадцатифутовых контейнеров. А стоимость грузов достигла 29,4 млрд долларов США, что на 84,9% больше, чем в 2023 году.

В то же время на железнодорожные грузоперевозки приходилось всего 3,7% от общего годового товарооборота между ЕС и Китаем. К тому же в первой половине 2025 года, по данным шэньчжэньской компании Nova Logistics, количество поездов на железнодорожном маршруте «Китай-Европа» сократилось на 16,4% в годовом исчислении, а объём двадцатифутовых контейнеров снизился на 20,3% до 462 688 за тот же период.

Да, закрытие границы ударило по этим перевозкам. Равно как и по китайским платформам электронной коммерции вроде Temu, Shein и прочих, которые столкнутся с трудностями со своевременной доставкой товаров. Однако многие эксперты убеждены — для таких сравнительно небольших объемов можно найти обходные маршруты. Особенно, если закрытие границы продлится продолжительное время.

Инсайдеры South China Morning Post признают, что закрытие границы с Беларусью создаёт проблемы для пользователей железнодорожного экспресса «Китай-Европа». И поставщикам, которые пока находятся в состоянии паники, «придётся переключиться с железнодорожных перевозок на морские».

Но при этом страдает репутация Польши как надежного партнера. «Если закрытие продлится недолго, его последствия будут ограниченными. Однако длительное закрытие может серьёзно нарушить поток товаров, увеличить логистические расходы и ослабить позиции Польши как важного транзитного узла», — цитирует издание сотрудника варшавского аналитического центра Института Бойма Патрика Щотку (Patryk Szczotka).

Указывается, что грузоотправители уже ищут альтернативные пути. Например, маршрут из Китая через Казахстан и Каспийское море. «Польша является одним из нескольких пунктов входа в Европу», — отмечают авторы SCMP. Одним, но далеко не единственным.

Чарльз Чан (Charles Chang), профессор шанхайского Университета Фудань, заявил, что торговля между Китаем и ЕС не пострадает в значительной степени от закрытия польско-беларусской границы, поскольку есть и иные варианты. Например, маршруты, пролегающие через Ближний Восток или Северную Африку.

В Европе многие тоже постараются использовать появившуюся возможность заработать. «Думаю, например, порты Роттердама и Гамбурга были бы очень рады принять те товары, которые больше не могут проходить через польско-беларусскую границу», — заявил Politico экс-глава Службы внешней разведки Польши Пётр Кравчык (Piotr Krawczyk).

Польша терпит убытки

Закрытие границы сказывается на работе польских компаний. «Поезда стоят, автоперевозчики застряли, и они резко критикуют решение правительства. Терминалы, операторы и приграничные экспедиторы уже рассматривают возможность увольнения сотрудников», — цитирует Rzeczpospolita генерального директора компании Symlog Бартоша Мишкевича (Bartosz Miszkiewicz).

Издание указывает, что закрытие железнодорожного терминала в Малашевиче ударит по бюджету Польши. Например, в 2024 году доход Национальной налоговой службы (KAS) от оформления китайских товаров на железнодорожных терминалах составил 740 миллионов злотых. А блокада границы может привести к штрафным санкциям по транспортным контрактам.

Убытки несет и крупнейший железнодорожный оператор Польши PKP Cargo. По словам заместителя директора отдела управления, продвижения и связей с инвесторами компании Юлиты Солтысяк (Julita Sołtysiak), краткосрочное закрытие границы, вероятно, лишь незначительно нарушит деятельность PKP Cargo. Однако «длительное закрытие пограничного перехода с Беларусью может привести к переориентации железнодорожных контейнерных перевозок из Китая на коридор через Казахстан, Каспийское море, Чёрное море, Южную Европу или Турцию».

Кто моргнет первым

«Главный вопрос заключается в том, представляет ли закрытие границы проблему достаточного масштаба — не только для Беларуси и России, но и для Китая, — чтобы вызвать более масштабную реакцию», — заявил Politico экономист варшавского Центра восточных исследований Конрад Поплавски (Konrad Popławski).

Если исходить из того, что ответ на этот вопрос окажется отрицательным, то и ожидать серьезного давления со стороны Китая не приходится. Ни на беларусский, ни на российский режимы. Пекин вполне может самоустраниться. Или же ограничиться некими действиями для проформы, которые не приведут к ожидаемым результатам. Китайские же компании тем временем наладят поставки по альтернативным маршрутам.

Тут как в детской игре в гляделки — кому-то придется моргнуть первым. Может оказаться так, что Польша переоценила свои возможности втянуть в пограничное противостояние Китай. Финансовые убытки, позиция собственного бизнеса в случае долгосрочного закрытия границы вполне способны привести к тому, что сдать назад окажется вынуждена как раз таки Варшава. И ей придется возобновить, как минимум, железнодорожное сообщение.

Понятно, что решение снова открыть границу без выполнения хотя бы части выдвинутых требований приведет и к значительным репутационным потерям для польского правительства. Тут и встает ребром вопрос: сколь долго и какие именно потери — денежные, репутационные, или же и те, и другие разом, — готова нести Варшава. Понятно, что очень серьезные убытки несет и Беларусь. Упомянутые выше 745 тыс. контейнеров, которые попали по железной дороге в Польшу в 2024 году, — это почти половина объема прошлогодних контейнерных перевозок БЖД, о которых сообщала отечественная железная дорога.

Грузооборот и без того падает, закрытая граница подкосит его еще сильнее, что неизбежно скажется на объемах экспорта услуг и балансу внешней торговли. Для экономики Беларуси потери, вероятно, окажутся даже более серьезными, чем для польской — в эфире «Обычного утра» старший научный сотрудник исследовательского центра BEROC экономист Дмитрий Крук оценил их в диапазоне от 0,5 до 1% ВВП в том случае, если граница будет закрыта на протяжении года. Цифра впечатляет. Но остановит ли этот фактор проворачиваемые под российскую дудку провокации?

Если бы речь шла исключительно о Беларуси, решить задачу было бы проще. Китай, пожалуй, и мог вмешаться. Проблема в том, что от официального Минска выполнение выставленных Польшей условий для открытия границы зависит в наименьшей степени — тут практически все в руках Кремля. А на данный момент нет признаков того, что Москва готова пойти на снижение уровня эскалации в регионе. Вот и сегодня польские власти заявили о беларусских и российских дронах, «которые пытались пересечь польское воздушное пространство» минувшей ночью. Таким образом союзники, вероятно, демонстрируют Варшаве, что останавливаться они не намерены.

Захочет ли Китай «бодаться» с Россией из-за нескольких процентов железнодорожного транзита? Если нет, реальна вероятность того, что резко повысив ставки и закрыв границу, Польша переоценила свои возможности. Надежда на то, что Минск и Москва моргнут первыми, крайне ничтожна. Как теперь польскому правительству выйти из ситуации с минимальными потерями — вопрос открытый.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

  1. Indrid Cold

    Не перабольшвайце, Польшча ўсё добра зрабіла, што зачыніла мяжу. Нам гэта па карманы. А вось Лука і Кітай штодзённа губляюць мілліёны даляраў і еўра. 
    Мяжа будзе зачынена пакуль лука не вызваліць усіх палітзняволеных. 1% ВВП гэта вельмі пессімістычны прагноз, рэальна будзе -4/5% толькі за паўгода. 

    Ответить
  2. Клаўс

    Фёдар, мяду не адчыняць — гэта прынцыповае пытанне. 
    А цяпер адкажыце мне — што танней, будаваць новую лагістыку і шукаць шляхі, ці прыбраць аднаго старога афра-расеяніна з байструкоўскімі комплексамі? Думаю 500-600 тысяч даляраў у дзень якія губляе белчыгунка адказваюць на гэтае пытанне. 

    Ответить
  3. Лемка

    Мне вся эта ставка на Си напоминает историю про «мудрого Путина». До 2022 тоже если что в РБ случалось, то все эти европейские лидеры в Москву звонили, чтобы тот «повлиял». Только вот чего они не догадывались, что это сам Кремль и делал.

    Тут схожая ситуация. Уже сколько лет Китай просят (причем не только Польша, по линии Брюсселя тоже) и что? Да Си сам заинтересован в хаосе в Европе.

    Всем надо забыть про торговлю, деньги, выгоду и тд — авторитарные страны так не работают. Для них ослабление демократий важнее чем деньги — а тут мигранты играют очень хорошую роль в этом плане. Пример — на волне все этого придет к власти популист как Орбан и все, откроют ему счет где-нибудь и считай вся Польша в кармане Китая.

    Ответить

Последние новости