Мечтать не вредно. Собираем правительство реформ для Беларуси

1 января 2017 года. После всенощного угара с шампанским, майонезными салатами и караоке, беларусы проснулись в новой стране. Программа «Наши новости» показала не только шесть пожарных расчетов мчс, спасших котенка с дерева, но и необъяснимое, произошедшее в новогоднюю ночь. Дед мороз перебрал с настойкой боярышника и превратил Беларусь в парламентскую республику с правительством реформаторов.

Президент превратился в Великого князя – символическую фигуру с минимумом полномочий и объявил, что отныне будет принимать верительные грамоты послов, поздравлять страну с Новым годом, объявлять баллы от Беларуси на Евровидении и создаст лучшую в мире хоккейную команду из актёров Голливуда и ветеранов французского кино.

Звучит, как новогодняя фантазия, – так оно и есть. Герман Писарев присоединился к команде #RFRM, чтобы в канун Нового года помечтать о стране, где всей грязной работой займется правительство. Пару слов о том, как мы собирали «команду мечты». Она должна быть:

(1) профессиональна,
(2) представлять и нынешнюю власть, и оппозицию,
(3) по возможности, быть гендерно-сбалансированной (мы же знаем, что бывает, когда феминистки обижаются #Марк_Формель_живи).

Премьер-министр – Кирилл Рудый

Профессор экономики и просто смелый мужик. Когда его начальник говорит, что кризис к нам пришел извне, Рудый идет на ТВ и говорит, что кризиса в мире нет. Он написал классную книжку о том, как спасать нашу вялую экономику (всем рекомендую прочесть, чиновники обычно так не пишут).

Человек с западным образованием, опытом работы в Китае и без совка в голове. Он не боится смело выступать на форумах независимых экономистов, разнося в пух и прах коллег, которые заискивают перед властью. Судя по его речам, статьям и рассказам коллег, у Рудого в голове есть комплексная картина, как вывести страну из застоя. Именно такой профессионал нужен нам на должности главного координатора и идеолога реформ.

Вице-премьер и министр финансов – Сергей Румас

Правой рукой премьер-министра, который не даст убыточным госпредприятиям дербанить бюджет и получать льготы, должен быть именно такой человек как Сергей Румас. Опытный банкир, который уже работал в правительстве Мясниковича на этой должности («рыночная экономика Мясниковича-Румаса», помните?) . Знакомые описывают его как ответственного, порядочного и современного человека. Внутри правительства он часто критиковал неэффективный госсектор и требовал более последовательных реформ, чем то, на что система готова была пойти. В итоге оказался во главе «Банка развития». Нужен камбэк.

Министр внутренних дел – Эка Згуладзе

МВД нужны реформы, как ни одному другому ведомству. На должности министра должен быть внешний человек, не связанный дружбой и кумовством с сегодняшним руководством силовиков, чтобы не бояться делать смелые шаги. Некоторые подразделения, вроде минского ОМОНа, который, бывает, вламывается в дома к невиновным, избивает журналистов и врет в судах над оппозицией, вообще нужно обновлять по модели грузинского ГАИ.

Знакомьтесь, Эка Згуладзе – замглавы МВД Грузии в годы реформ. При ней грузинскую полицию удалось избавить от коррупции. У нас бесконтрольность милиции, может быть, и более серьезная проблема, чем низовая коррупция. Но, сразу простите за сексизм, тем лучше: женщина не потерпит жестокости подчиненных (#Марк_Формель_живи). Полгода назад Згуладзе ушла в отставку с должности замминистра в Украине. Надо брать.

Министр обороны – Андрей Равков

Единственный человек из нынешнего правительства, кого мы оставим на своем посту. Армия не та структура, которая реформируется по щелчку пальца. Равков – один из самых молодых беларуских генералов, ему нет и 50. Он беларус и признавался, что ему было «не по себе», когда наши офицеры переходили на службу в Россию и Украину в 1991-м. А также – что беларуская армия изучает опыт украинской в последние годы.

Недавно он гневно ответил на сайте Минобороны Николаю Статкевичу, который усомнились в патриотизме нашей армии. Ответил, кстати, на беларуском языке. Тональность письма была такая, что сложилось ощущение задетой чести мундира. И это, черт побери, здоровое чувство офицера. В новой военной доктрине, которую приняли под руководством министра, основной акцент сделан на развитие сил спецопераций. Во времена «зеленых человечков» нормальный такой акцент. Пусть министр продолжает свою работу.

Глава агентства нацбезопасности – Николай Статкевич

КГБ нужно переименовать в АНБ, убрать из скверика напротив бюст одного поляка с бородкой, но самое главное – урезать функции и обновить состав. Из органа политического сыска мы должны получить сторожа безопасности страны. Кто лучше знает все проблемы этой структуры, чем тот, по ком она проехалась катком несколько раз? Николай Статкевич – подполковник в отставке, принципиальный человек, отсидевший за свои убеждения. Он взбунтовался против ГКЧП еще в 1991 году, когда за это могли расстрелять.

Те, кто считают Статкевича безумным радикалом, не видели его на уличных акциях в последние годы. На самом деле, этот политик всегда ведет себя спокойно и старается не допускать провокаций и конфликтов. Еще он патриот, что самое главное на этой должности.

Министр экономики – Александр Чубрик

Директор исследовательского института ИПМ – просто самый толковый независимый эксперт по макроэкономике в стране. У него умеренно-рыночные взгляды, без всякого марксизма и дикого капитализма в голове. Под его руководством ИПМ готовит качественную и доступную аналитику, в том числе для госорганов и международных организаций. Чубрик уже консультирует Нацбанк, и другие ведомства, даже за рубежом. Пора заняться делом в родном правительстве.

Глава Нацбанка – Сергей Чалый

Знакомые Сергея в курсе его заветной мечты – возглавить Нацбанк. В реформирующейся стране это одна из самых ответственных должностей. Нужно, с одной стороны, не прогибаться под политиков, которые будут просить печатать им деньги под выборы. С другой – тонко использовать инструменты монетарной политики, следить за инфляцией и не допускать резких перепадов курса рубля.

Френды Чалого в фейсбуке знают, что ему не занимать нонконформизма и умения посылать критиков хоть на три буквы, хоть в пять. А зрители его передачи также в курсе, что Чалый, в общем-то, крутой специалист с глубоким знанием дела. Короткое время он работал в администрации президента, а затем – на фондовом рынке. Пусть теперь его мечта сбудется.

Министерство сельского хозяйства – Михаил Шруб

А вот здесь придется рассказать. Михаил Шруб – беларуский self-made фермер, хозяин самого прибыльного хозяйства Полесья. Предприятия Шруба получают треть выручки всего сельском хозяйства Житковического района, владея тремя (!) процентами его земли. Работать в его фермах – мечта для местных жителей. Почитайте его большое интервью, здесь готовая концепция рыночных реформ для сельского хозяйства.

Министерство промышленной политики – Валентин Байко

Владелец одного из самых узнаваемых брендов Беларуси «Конте-СПА» построил свой бизнес в 90-е с нуля, и теперь – один из самых успешных предпринимателей в стране. Байко засыпал колготками не только Беларусь, но и Россию с Украиной, где занимает лидирующие места на рынке.

Спросите, как производитель чулков реформирует МАЗ и МТЗ? Да вот именно, что без советской гигантомании и погони за сохранением «предприятий-брендов». А еще Валентин Байко – вегетарианец и по-хорошему помешан на здоровом образе жизни. Пусть оздоровит и нашу хворую промышленность.

Министр труда и соцзащиты – Татьяна Короткевич

Мы не могли оставить без поста в правительстве нежелезную леди беларуской политики – Татьяну Короткевич. Экс-кандидат в президенты запомнилась своей материнской харизмой, обещаниями обо всех позаботиться и вполне себе левой программой. Кроме шуток, Короткевич работала в системе соцзащиты в Ленинском районе столицы. А до того, как она начала «Говорить правду», Татьяна успела побыть психологом (психологиней?). Самое место человеку на должности министра заботы за беларусами, пока реформы еще будут побаливать.

Министр иностранных дел – Елена Купчина

Посол Беларуси в Австрии и в ОБСЕ, а до недавнего времени – замглавы МИД по Евросоюзу, одна из самых ярких дипломатов в стране. В общем-то ее сегодняшний босс, Владимир Макей, справляется со своим делом неплохо. Но можно лучше. Беларусь в период реформ должна ориентироваться на Европу. И именно такое лицо, как Елена Купчина, нужно стране для этого.

Она свободно владеет не только английским, французским, но и (sic!) беларуским языком. Которым, кстати, регулярно пользуется. Патриотка и уже четверть века занимается дипломатией. Купчина дружелюбная и много улыбается собеседникам – как раз то, чем придется много заниматься, объясняя России очередные ништяки от Брюсселя.

Министерство по чрезвычайным ситуациям –Антон_помоги_нам_всем_Мотолько

Ну вы поняли 🙂 Пусть вылазит в офлайн.

Министр культуры – Лявон Вольский

Нужно долго объяснять? Как и в случае со службой национальной безопасности, весь безжалостный абсурд беларуского минкульта должен исправлять человек, который сильнее всех прочувствовал его на себе. Вольский – настоящий народный кумир, который полжизни ездит по всяким вильнюсам и подпольным площадкам, чтобы дать концерт. С таким министром робкие попытки БРСМа провести свой День вышиванки покажутся нам цветочками. Будем массово выезжать в Литву и Польшу не на концерты, а за симками, чтобы проголосовать за Краму или Brutto на Евровидении.

Министр образования – Алена Анисим

Алена Анисим, замглавы «Таварыства беларускай мовы» и депутат нынешнего парламента, лучше всех справится с мягкой и постепенной беларусизацией нашей системы образования. Анисим выросла в семье учителей и посвятила всю жизнь продвижению беларуского языка, работала в Академии наук. Идя в парламент, она обещала добиваться открытия в стране по одной беларускоязычной гимназии в каждом районном центре. Ну что ж, пусть воплощает свои обещания на практике.

Министр информации – спасибо, не надо

Министерство правды ожидает «оптимизация» под корень. Какие-то полезные функции, если они есть, перейдут Минсвязи, остальное нам не нужно. В стране должна быть свобода слова, а для всех остальных случаев есть честный суд и правовое государство.

Глава Конституционного суда – Михаил Пастухов

20 лет назад, когда парламент был повержен в борьбе с президентом после известного ноябрьского референдума, последним бастионом демократии оставался Конституционный суд. Там еще лежало дело об импичменте Александру Григорьевичу. Что тогда сделал КС? Правильно, по-беларуски испугался. Сославшись на то, что уже запуганные депутаты отозвали свои подписи, судьи решили прекратить дело. За это решение проголосовали все, кроме одного. Михаил Пастухов – самый принципиальный судья того самого состава КС. Он еще жив и бодр. Такой человек достоин возглавить Конституционный суд новой Беларуси, чтобы не дать Рудому со Статкевичем сильно разгуляться.

Омбудсмен – Елена Тонкачева

В правительство реформ с голосом министра нужно посадить еще и уполномоченного по правам человека. Говоря по-простому, по-шведски – омбудсмена. Достойный кандидат на эту должность – правозащитница Елена Тонкачева. Елена – высококлассный юрист и плохой водитель. За нарушения ПДД, ее, гражданку России, белорусская милиция решила выслать из страны на три года. Когда Тонкачева вернется, у нее уже будет должный запас тепла к беларуским правоохранителям, а значит в обиду маленького человека она не даст. Гражданство Беларуси выдать в принудительном порядке.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.