«Спецслужбы хотят нас запугать, чтобы мы рассорились и ничего не делали». Алесь Лапко – о создании Моладзевага Хаба, направлениях работы, скандалах и финансировании

«Беларускі моладзевы хаб» на слуху: то рейдерский захват помещения произошел, то сотрудник беларуcского КГБ внезапно к встрече подключился. Reform.by уже делал специальное расследование про участников конфликта. За скандалами, которые нередко сопровождают успешные беларусские инициативы, трудно рассмотреть, чем же именно они занимаются. Мы решили рассказать, что на самом деле происходит, что это вообще за организация «Моладзевы Хаб» и безопасно ли участвовать в ее мероприятиях.

Поделиться подробностями мы попросили самого руководителя Хаба Алеся Лапко. Ему мы и задали все неудобные вопросы – в том числе о деньгах: где организация берет финансирование, чтобы который год продолжать свою деятельность?

Reform.by планирует подготовить серию материалов о беларусских инициативах, которые смогли сохраниться даже в эмиграции и продолжить работу. Этот проект мы назвали «Выжившие».

Руководитель Хаба Алесь Лапко. Фото предоставлены героем.

– Многие воспринимают хаб просто как здание или помещение, но это не совсем правильно, – говорит Алесь. – В первую очередь, хаб – это люди, которые в нем работают: организовывают нашу деятельность, поддерживают инициативы, вовлекают участников. Во вторую очередь – это юрлицо, которое работает с разными партнерами – в том числе польскими организациями, местными политиками, активистами, журналистами, релокантами и пр.

Я бы сказал, что сейчас у Хаба три направления деятельности: мы поддерживаем инициативы и предоставляем площадки для мероприятий; выступаем органом адвокации и лоббирования интересов беларусов в Польше; и практически ежедневно выполняем большой кусок нашей не совсем заметной работы – от имени беларусских студентов и молодежи общаемся с местными госорганами, чтобы положение релокантов как минимум не ухудшалось, а в идеале становилось только лучше. Вот сейчас, например, беларусы не смогут поменять паспорта за границей – и чтобы об этом узнали польские власти, им нужно об этом сообщить. Поэтому мы регулярно делаем такие рапорты с апдейтами по ситуации в стране – это важно.

А как и когда Хаб появился?

– Прежде всего стоит отметить, что основателями Хаба стали не беженцы последней волны, а люди, которые более длительное время живут в Польше, – отмечает Алесь. – Я, например, переехал в 2016 году и в разное время участвовал в различных беларусских инициативах – в том числе, например, помогал передавать необходимые средства беларусским медикам во время пандемии. Вместе с инициативой BYCOVID-19 мы даже беларусских дипломатов задействовали.

Словом, за время пребывания в Польше мы успели посотрудничать с польскими организациями, познакомиться с варшавскими властями, наработать свои контакты – и это помогло нам сразу включиться в помощь беларусам в 2020 году.

9 августа мы организовали альтернативные выборы прямо на улице перед беларусским посольством. В здание из-за ковидных ограничений пускали по одному, поэтому там успело проголосовать только 250 человек. У нас же свои голоса смогли оставить 2749 беларусов – из них только трое были за Лукашенко. По результатам посольства (которые они, кстати, не хотели вывешивать, но сделали это под нашим давлением) тоже победила Светлана Тихановская.

После выборов с августа по октябрь мы практически каждый день организовывали беларусские мероприятия в Варшаве (акции, марши, собрания), чтобы наша повестка не уходила из польского инфополя.

А датой основания Хаба лично я считаю ноябрь 2020, когда мы решили, что будем и дальше работать в направлении поддержки беларусов в Польше. То есть первые несколько месяцев после выборов мы еще думали, что сейчас быстро победим и все поедем в Беларусь, и только к ноябрю поняли, что в ближайшее время этого не случится. А наша экспертиза, опыт и наработанные контакты пригодятся беларусам именно в Польше.

Выступление Светланы Тихановской на открытии Хаба.

Изменилась ли направленность деятельности Хаба за время существования?

– Да, конечно. Направленность нашей деятельности менялась в зависимости от запросов беларусов, переезжающих в Польшу. Если в 2020 году людям нужна была срочная гуманитарная помощь (найти жилье, работу, школу, сад, поступить в университет и пр.), то сейчас они сталкиваются с вопросами другого порядка.

Основной деятельностью Хаба в 2020 году стала помощь молодежи – студентам, отчисленным из беларусских вузов и вынужденно уехавшим из страны. Мы помогали им поступить на программу Калиновского – и около 60% всех поступивших прошли туда именно с нашей помощью.

Наши специалисты не только помогали с переводом документов, но и консультировали студентов перед собеседованием. Оказалось, что не все беларусы до конца понимают, что такое репрессии. Приходилось объяснять, что это не только тюремный срок, но и запрет на работу или учебу, попадание в черный список для работников сферы культуры и прочее. Да и в целом старались рассказывать о правах граждан в нормальных демократических странах – и к чему нужно стремиться в Беларуси.

Сейчас в Польше, к слову, учится 12 тысяч беларусских студентов. Для сравнения: до 2020 года их было всего 3 тысячи. То есть количество переехавшей молодежи выросло в 4 раза, а закрывать их потребности, по сути, было некому. Существующие беларусские организации и инициативы не справлялись с потоком, и Хаб на тот момент был фактически единственной молодежной организацией.

После мая-июня 2021, когда в Беларуси начали ликвидировать медиа и НГО, в Польшу хлынула волна журналистов и активистов – и Хаб переключился на помощь уже этим беженцам, чтобы они могли как можно быстрее выйти на прежний уровень работы и продолжать свою деятельность. К 2023-му многие уже зарегистрировали свои организации на новом месте, у некоторых есть свои локации, действующие проекты и пр.

Фото с мероприятия, посвященного путешествиям, от инициативы «Моладзевая суполка».

А когда появилось свое помещение?

– Поначалу для проведения различных мероприятий мы использовали арендные польские площадки, но были сложности с тем, чтобы успеть забронировать нужное время – приходилось это делать за 2-3 месяца. Поэтому со временем пришли к тому, что беларусам нужно свое пространство, где можно собираться, проводить встречи и мероприятия, поднимать политические вопросы и прочее.

Так в ноябре 2021 года у нас появилось известное многим помещение на pl. Konstytucji, 6. Там уже начали образовываться различные инициативы – например, из представителей культуры, образования, науки. Зачастую эти люди знакомились только в Варшаве, и уже новой компанией единомышленников начинали реализовывать совместные проекты.

К примеру, появилось сообщество историков, которое стало проводить лекции «Кава з гісторыкам», где за чашкой кофе, по сути, обсуждались темы беларусской истории. Или инициатива «Лісты палітвязням», которая раз в неделю-две собирает неравнодушных беларусов, чтобы писать письма нашим политзаключенным. Это хорошая поддержка и самих релокантов, и заключенных, которые понимают, что о них не забывают. А еще таким образом мы показываем европейскому сообществу, что тема политзаключенных все еще актуальна и о ней не забывают.

На сегодняшний день уже 6 организаций, которые появились и зарегистрировались в Польше, прошли через Хаб. То есть изначально они работали под нашим «зонтиком», изучали тему легализации, консультировались, а потом смогли уйти в самостоятельное плавание.

Одним из проектов нашего Хаба стала сеть беларусских организаций в Польше belarusam.pl – портал, где собраны данные по разным городам Польши. По сути, это сеть партнерских организаций, которые друг другу помогают. Простой пример: человек обращается в какую-то из этих организаций, а там такими вопросами не занимаются. И чтобы не бросать никого на произвол судьбы, эта организация перенаправляет человека в другую организацию, которая сможет помочь.

Еще часто бывает, что беларусы перевозят с собой осознание, будто за МКАДом жизни нет, и все вопросы нужно решать в Минске. В Польше же совсем другая система: все можно решить в том городе, где живешь. Поэтому если нам звонят, скажем, из Вроцлава, мы всегда перенаправляем в организации на местах – там помогут и лучше, и быстрее. И это, кстати, тоже один из элементов гражданского образования, который в будущем поможет перенести опыт Польши в Беларусь, чтобы и в нашей стране развивать локальные сообщества.

Участники акции «Лісты палітвязням» пишут письма.

Расскажите про скандал с рейдерским захватом. Что вообще произошло и как это повлияло на работу Хаба?

– Нужно понимать, что беларусские спецслужбы и пропаганда работают в том числе и на то, чтобы создавать впечатление, будто за границей мы никому не нужны, и вообще там постоянные конфликты, раздраи и каждый сам за себя.

До этого рейдерского захвата (то есть до июля-августа 2023) Хаб был таким островом объединения, где выступали и Светлана Тихановская, и Зянон Позняк, и Павел Латушко, и представители полков Калиновского и «Погоня». День Воли в этом году вообще организовывали 12 абсолютно разных инициатив, которые сели за один стол ради общей цели.

Фактически, Хаб стал очень заметным беларусским пространством в Польше. И я думаю, это сильно не нравилось беларусским спецслужбам. Поэтому они и провернули всю эту схему с рейдерским захватом. Используя различные манипуляции, было сделано так, что группа людей, которая раньше не имела абсолютно никакого отношения к Хабу, сейчас является руководителями ассоциации Białoruski Młodzieżowy Hub.

Однако стоит понимать, что эта ассоциация была зарегистрирована еще в 2018 году и, по сути, являлась просто арендатором помещения на pl. Konstytucji, 6.

С большинством захватчиков я разговаривал уже после случившегося – все были изначально введены в заблуждение. Сейчас они и сами не знают, что делать с этой ассоциацией и помещением. Возможно, они рассчитывали найти счета на миллионы долларов и «разоблачить» нас, но увидели только небольшие суммы, с которыми мы реально работаем. Так конфликт и замялся, по сути.

Через два дня после того, как люди Сергея Бульбы взломали замки на pl. Konstytucji, мы собрали все наши инициативы и активистов, которые работали в Хабе, и предоставили им план действий на ближайшее время. В частности, предложили им перейти с нами на новое юрлицо и переехать на другую площадку. Так у нас появилось помещение на ul. Dożynkowa, 6A. Возможно, оно не такое людное и видное, как предыдущее, но тоже имеет свои плюсы.

Так проходят игры варшавского клуба «Что? Где? Когда?».

А что за ситуация с появлением сотрудника КГБ на мероприятии?

– Да, это произошло уже в новом Хабе. У нас арендовали зал для мероприятия, во время проведения которого по Zoom вдруг подключился сотрудник КГБ и сказал, что уже давно разрабатывал Олега Аксенова – организатора. А тот, возможно, и не понимал, что передавал информацию не аудитору из ЕС, а полковнику КГБ.

Как бы то ни было, я считаю, что цель беларусских спецслужб – запугать беларусскую диаспору, чтобы мы перестали что-то делать. Любыми способами они стараются подпортить репутацию и показать, что сотрудничать с нами якобы небезопасно.

При этом мероприятие было открытым, публичным – туда мог прийти кто угодно. Со своей стороны, даже если нужна регистрация на мероприятие, мы не собираем и не храним точные данные об участниках. Всегда можно написать любое другое имя или псевдоним – на входе документы никто не проверяет. Это то же самое, как не стоит вписывать свой номер телефона, когда нужно подключиться к Wi-Fi в кафе.

Даже при захвате ассоциации на руках у новых «руководителей» не оказалось списков с данными участников наших мероприятий – потому что у нас их просто не было.

Также отмечу, что когда случился этот скандал, нас поддержали и Светлана Тихановская, и множество различных организаций: в том числе ByPol, BelPol, ЛГБТ-активисты, анархисты, националисты и др. Это еще раз подтверждает, что все наши демократические силы доверяют нам и разделяют наши ценности, а именно: стремление к независимой демократической Беларуси и свободному гражданскому обществу.

Пока фильма «ГупоЗ» в Хабе.

Хорошо, а за счет чего живет Хаб? Кто его финансирует?

– Последних два года мы стараемся выйти на позицию диверсификации доходов, чтобы быть более устойчивыми. Поэтому сейчас у нас несколько источников финансирования.

Первый – грантовая поддержка. Но чтобы ее получать, нам нужно реализовывать какие-то свои проекты, потому что просто за то, что мы существуем, никто не платит.

Второй – организация платных мероприятий. То есть мы предлагаем другим организациям воспользоваться возможностями Хаба на платной основе: арендовать помещение под мероприятие, воспользоваться техникой, услугами наших специалистов и т. д.

Третийдонаты. За них в том числе можно получить и какую-то плюшку от нас: майку, кружку, наклейки, публичную или личную благодарность и др.

Четвертый – 1,5% от налогов. Мало кто из беларусов знает, но в Польше есть такая «фишка»: 1,5% от своих налогов можно направить на поддержку какой-то некоммерческой организации.

Каждый, кто платит налоги в Польше, с февраля по апрель должен подать свою налоговую декларацию. И во время подачи можно указать организацию, которую хочешь поддержать – она получит 1,5%. То есть человеку это вообще ничего не стоит: налоги он и так уже заплатил, и процент высчитают именно из этой суммы. Инструкцию, как это сделать, ищите тут.

Инициатива «Чытанкі»: польские преподаватели читают с участниками книги на польском.

А как мне, простому беларусу(-ке), можно поучаствовать в деятельности Хаба?

– Самое простое – приезжать работать в нашем коворкинге или приходить на наши мероприятия, – добавляет Алесь. – Ежедневно у нас проходит от 3 до 7 событий, а в месяц – около 200. Это занятия, выступления, обсуждения, встречи с активистами, журналистами, записи передач, вебинары, языковые курсы, театральная школа, репетиции и многое другое. За расписанием можно следить в календаре.

C августа 2023 года «Беларускі моладзевы хаб» зарегистрирован как Belarusian Youth Hub Foundation. Все инициативы собраны здесь. Несмотря на то, что организация до сих пор носит название «молодежной», присоединяться приглашают в любом возрасте!

Партнерский материал

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

🔥 Поддержите Reform.news донатом!