Колорита минувшим выходным добавила история с появлением на семинаре по безопасности для активистов демсил замначальника следственного управления КГБ Константина Бычека и вышедший по следам этого события пропагандистский сюжет на канале ОНТ. Первым же вопросом, возникшим в голове после просмотра очередного онтешного творения — на что вообще Комитет тратит средства налогоплательщиков?
Если вдруг событие прошло мимо вас — в трех словах обрисую суть. В субботу, 18 ноября, в Беларусском молодежном хабе в Варшаве состоялся организованный Олегом Аксеновым семинар по физической, финансовой и цифровой безопасности. Среди прочего, было запланировано выступление по Zoom перед участниками мероприятия «спонсора» семинара — представителя Счетной палаты Европейского союза. Однако вместо этого на экране сначала появился загримированный пропагандист канала ОНТ Игорь Тур, а затем и заместитель начальника следственного управления КГБ Константин Бычек. В своей недолгой речи Бычек от лица Комитета государственной безопасности поблагодарил господина Аксенова «за длительное и плодотворное сотрудничество». А затем обратил внимание прочих участников семинара, что «попытки посягнуть на беларусскую государственность в цивилизованных странах называются экстремизмом». Поэтому самое благоразумное, что они могут сделать — это явиться в компетентные органы и покаяться.
Ну а сам семинар, как впоследствии оказалось, был проспонсирован Комитетом госбезопасности Беларуси. Пикантности ситуации добавляет и цель семинара – безопасность. Вроде как один – ноль в пользу КГБ: завербовали агента, проникли в святая святых и обвели вокруг пальца? Если рассматривать ключевой задачей КГБ производство контента для телеканала ОНТ — тогда да. Если как реальную работу — то возникает немало вопросов.
История не могла не привлечь внимания медиа. И коллеги оперативно собрали биографию Олега Аксенова – организатора этого самого семинара по безопасности, на котором выступил Бычек с ансамблем. Аксенову 59 лет, он из Могилева. Бывший военный. В конце 1990-х годов был первым секретарем Ленинского райкома БПСМ — организации, позже переименованной в БРСМ. После этого работал в бизнесе. К Беларусской христианской демократии присоединился в 2010 году, а в 2013 году стал могилевским координатором партии, которая так и не смогла пройти официальную регистрацию в Беларуси. КГБ выносил ему предупреждение за деятельность от имени незарегистрированной организации и ставил на профилактический учет. Аксенова неоднократно задерживали и судили по административным делам. Уехал он из Беларуси в феврале 2022 года. В Польше работал то охранником, то грузчиком.
Далее, по версии телеканала ОНТ и беларусского КГБ, события развивались так: Аксенову предлагают работу внештатного аудитора Счетной палаты Евросоюза. Тут даже с названием некоторая путаница — правильно эта организация называется European Court of Auditors, что корректнее перевести как Европейская счетная палата. Новые работодатели просят его присылать отчеты — как белорусские оппозиционные структуры используют гранты Евросоюза. Как вы уже, наверное, догадались, под вывеской Счетной палаты ЕС скрываются сотрудники беларусского КГБ.
Впоследствии сам Олег Аксенов рассказал «Медиазоне» некоторые подробности. Как он утверждает, КГБ использовал его реальные контакты с неким «депутатом Евросоюза», который «действительно является членом комиссии по безопасности». От имени этого депутата с Аксеновым и связался некий человек, который предложил ему работу.
Суть ее заключалась в следующем: необходимо присутствовать на организованных демсилами мероприятиях и отправлять отчеты о них. По словам Аксенова, его все время спрашивали о финансовой составляющей, однако такой информации у него не было. Поэтому он сообщал лишь о самом факте прошедшего мероприятия и предоставлял списки его участников. Всего, как утверждает Аксенов, он передал куратору информацию о четырех таких мероприятиях. Часть озвученных в сюжете ОНТ обвинений в свой адрес он отрицает — например, факт передачи диктофонных записей звучавших на них выступлений.
Ну а «слить» агента, по представленной в сюжете ОНТ версии, Комитет решил потому, что Аксенов, якобы, собрался уезжать на работу в Норвегию. А потому терял свою ценность. И его демонстративно подставили на этом самом семинаре по безопасности.
Ладно телеканал ОНТ: перед его сотрудниками стоит задача — производить пропагандистский контент. Они и производят, как умеют.
Вербовка Аксенова очень напоминает другой продукт пропагандистов — фильм «Изнанка. Революция 2023». Тогда жертвой розыгрыша оказалась политик Ольга Ковалькова, которая коммуницировала с лже-помощницей Михаила Ходорковского. Вы еще помните про эту «информационную бомбу»? Вот и подавляющее большинство, наверняка, тоже не помнит. А средств в нее было вбухано немало — гонорары, студия, техника, рабочее время и так далее. И пшик, о котором все давно забыли, на выходе.
В нашем новом случае, по сути, то же самое. Нет, конечно, ведущий «Нашего времени» на ОНТ пытается убедить аудиторию в том, что «у беларусской политэмиграции уже как сутки новые проблемы и задачи». И все с ума сходят, стремясь угадать — «как много этот шпион успел рассказать и что им всем там теперь делать дальше?».
Ну, блажен, кто верует. Никакими суперсекретами господин Аксенов, конечно же, не владел. Вы вообще знали до этой субботы о его существовании? Я, например, нет, хотя в журналистике уже не первый десяток лет. Да и озвученные в сюжете ОНТ имена-фамилии завсегдатаев проводимых демсилами мероприятий не секрет ни для кого. Подавляющее большинство там – публичные персоны, которые никогда и не скрывали своего в них участия.
Но в производстве контента были задействованы не только пропагандисты с ОНТ. Тут еще и КГБ приложил руку.
Только вот чтобы получить такого рода сведения, не нужно даже вербовать агента. В той же Варшаве точки, где проводятся подобные семинары, конференции и встречи, можно пересчитать по пальцам одной руки. Время их проведения тоже не тайна – подпишись на соответствующие ТГ-каналы и будешь обо всем оповещен заранее. А дальше достаточно прислать любого сотрудника посольства, хоть уборщицу с погонами и с мобильным телефоном в руках, попросив фотографировать всех входящих. И за час, без хлопот и дополнительных усилий, получить в свое распоряжение базу участников. Полагаю, что и присылают, и фотографируют. Так что все озвученное, на самом-то деле — секрет Полишинеля.
Но на эту «дерзкую», по выражению ОНТ, операцию КГБ наверняка было потрачено немало ресурсов. Сначала кто-то, и, видимо, не в одиночестве, разрабатывал план кампании. Потом с Аксеновым поддерживал контакт некий сотрудник КГБ под кодовым именем «Андрей», давая тому задания и получая отчеты. А это человеко-часы рабочего времени и начисленная за них заработная плата. Сам Аксенов, как утверждает Комитет, получал за предоставленную информацию гонорары — «суммы не четырехзначные», но все же. Затем сам семинар по безопасности — аренда помещения и кофе-паузы тоже были за счет КГБ. Плюс работа ОНТ – съемки, монтаж. Одна мелочь к другой, и в итоге набегает немалая сумма. Вполне сопоставимая с бюджетом какого-нибудь шоу на YouTube. И на все это удовольствие были потрачены бюджетные деньги. Дерзость-то в чем? В необузданной фантазии авторов сценария?
Добиться того же самого, что в сухом остатке удалось Комитету, можно было бы гораздо меньшими усилиями. Но КГБ все больше превращается в подрядчика по написанию сценариев для телеканала ОНТ. А эффективность приносится в жертву эффектности – при таком обращении с завербованными агентами заполучить в свое распоряжение новых будет ой как непросто. Контент, может, и удался, только через неделю о нем все позабудут. А вот осадочек у потенциальных кандидатов на вербовку наверняка останется.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by