Следственный комитет объяснил, зачем нужен указ о криптовалютах и как он будет работать, пишет БелТА.
По словам начальника Главного управления цифрового развития предварительного следствия Следственного комитета Андрея Мотолько, указ поможет бороться с киберпреступностью и «убережет ряд ищущих заработка граждан от вложений в мошеннические криптоплатформы и криптообменники».
Согласно указу, физическим лицам разрешается покупать и продавать токены за наличные или через банковские счета только резидентам ПВТ, занимающимся соответствующим видом деятельности. Эти требование действуют как для граждан Беларуси, так и для находящихся в Беларуси иностранцев, а также для физлиц, которые используют для операций счета в беларусских банках.
«Действие указа распространяется на операции по приобретению токенов за деньги, электронные деньги, осуществляемые: физическими лицами (в том числе не являющимися гражданами Республики Беларусь), находящимися на территории Республики Беларусь, использующими для расчетов по указанным операциям счета, открытые в беларусских или иностранных банках, электронные кошельки, либо осуществляющими расчеты в наличной форме, а также физическими лицами вне зависимости от их местонахождения, использующими для расчетов счета, открытые в беларусских банках, электронные деньги, эмитированные в Республике Беларусь», — заявил представитель СК.
Мотолько пояснил, что запрета на торговлю на зарубежных криптобиржах нет, но вводить и выводить средства можно только через резидентов ПВТ.
«Более того, в пределах своего аккаунта на иностранной криптобирже или трейдинговой площадке владелец может использовать свои активы для покупки и продажи валют, ограничение касается, еще раз повторюсь, только ввода и вывода средств. Рассмотрим такой пример: житель Минска приобретает USDT у резидента Парка высоких технологий, а полученную криптовалюту вносит на свой аккаунт на иностранной криптоборже — это вполне допустимо (хотя и не всегда безопасно).
В пределах своего аккаунта он осуществляет операции по покупке и продаже определенных активов, в том числе валютных (например, долларов США) — это все еще не нарушает требований указа. А вот если он решит вывести средства со своего аккаунта на иностранной криптобирже в долларах США, беларусских рублях, электронных деньгах — такие действия указом запрещены. Возможным вариантом является вывод криптовалюты на свой криптовалютный кошелек с последующей продажей ее у резидента Парка высоких технологий за фиатные денежные средства», — рассказал Мотолько.
Физлицам, находящимся в Беларуси или использующим счета в беларусских банках, также запрещается покупать и продавать токены:
- с использованием P2P-сервисов зарубежных торговых площадок;
- в иных сервисах, расчеты в которых осуществляются путем перечисления (передачи) физическими лицами денег, электронных денег организациям (лицам), не являющимся резидентами Парка высоких технологий, а также получения денег, электронных денег от таких организаций (лиц);
- в случае если расчеты по указанным операциям осуществляются напрямую между физическими лицами.
Представитель СК сравнил ситуацию с криптовалютой с регулированием оборота иностранной валюты в СССР и затем в Беларуси.
«Поступательное развитие нормативного регулирования сферы токенов очень напоминает ситуацию с иностранными валютами, за оборот которых во времена СССР была предусмотрена уголовная ответственность. В свое время в связи с либерализацией общественных отношений ограничение на хождение долларов США, немецких марок и других валют в Беларуси фактически было снято.
Дошло до того, что ряд магазинов принимал оплату за товары только в долларах США, а «валютчики» стали одними из самых богатых людей того времени. 05.02.1997 был принят декрет Президента Республики Беларусь «О мерах по обеспечению порядка при осуществлении валютных операций», который запретил обмен и расчеты в иностранной валюте между физическими лицами.
За нарушение данного требования декретом устанавливалась административная, а Уголовным кодексом — уголовная ответственность. Несмотря на то что за гражданами было оставлено право на приобретение иностранной валюты и обмен ее на беларусские рубли в банках, далеко не всеми установленное ограничение было поддержано. Зато теперь для подавляющего большинства беларусов совершенно естественным стало посещение банков и официальных обменных пунктов для безопасного совершения валютно-обменных операций по вполне приемлемому курсу», — считает Мотолько.
Он выразил уверенность, что беларусы «по достоинству оценят» принятое регулирование криптовалютной сферы.