Александр Егоров назначен первым заместителем председателя Нацбанка. Скриншот видео
Александр Лукашенко отрядил в помощь Роману Головченко замглавы своей Администрации. Сегодня стало известно о назначении Александра Егорова первым заместителем председателя правления Национального банка. Казалось бы — в чем резон формировать тандем из бывшего премьера Романа Головченко, не имеющего опыта работы в банковской сфере, и курировавшего экономику в Администрации Егорова?
Между тем, резоны тут есть. И объясняться логика решений может достаточно просто. У Романа Головченко есть необходимый аппаратный вес. А у Егорова, в прошлом возглавлявшего Банк Развития, — понимание технической стороны вопроса. Расчет строится на том, что, дополняя друг друга, вместе они смогут реализовать поставленные перед Нацбанком непростые задачи.
Задача номер один — мобилизация банковской системы. Иначе говоря, привлечь ресурсы банков для инвестиций. И не последняя роль в этом отводится банкам с российским капиталом. Чтобы они больше кредитовали беларусских производителей и инвестировали в нужные с точки зрения правительства проекты.
Беларусские госбанки и без того уже активно вовлечены в поддержку экономики. Зато у работающих на нашем рынке российских — Альфа-банка, Сбера, ВТБ и прочих — наверняка есть, выражаясь языком официоза, «скрытые резервы и нереализованный потенциал». Только вот финансировать грандиозные планы беларусских властей из серии «один район – один проект» они не торопятся. Это и требуется исправить. Говоря словами Лукашенко — навести в банковской сфере порядок. Судя по всему, как раз для этого экс-премьер Головченко и был поставлен во главе Национального банка.
Сегодня Александр Лукашенко, назначая Егорова в замы Головченко, дал новоиспеченному тандему поручение: коммерческие банки «не должны быть страной в стране». В банковской сфере должна быть четкая система подчинения — с ситуацией, при которой «никто ни перед кем не несет никаких обязательств» необходимо покончить.
Что подразумевается под «обязательствами», тоже понятно. Кредитование отечественных предприятий, поддержка инфраструктурных проектов и прочих финансовых «хотелок» беларусских властей.
Об этом же Роман Головченко недавно предупреждал на встрече с руководством беларусских банков. По его словам, «независимо от формы собственности и собственников, деятельность банков максимально должна быть направлена на интересы национальной экономики».
При этом вновь назначенный глава Нацбанка отмечал, что «ряд банков не в полной мере задействовал для этих целей свой внутренний потенциал». И пообещал банкирам «активизацию работы с материнскими компаниями». В чей огород брошен камень — абсолютно ясно. На этой же встрече Головченко предупредил о предстоящем внедрении системы оценки вклада каждого банка в беларусскую экономику. Другими словами посыл можно сформулировать так: хотите здесь работать — будьте любезны раскошелиться.
Но тут неизбежно возникает проблема — у каждой беларусской «дочки» российского банка есть влиятельная «крыша» в Москве в виде той самой материнской структуры. «Бодаться» с ними совсем не просто. Это не собственные банки, с готовностью берущие «под козырек» в ответ на каждое полученное сверху распоряжение. С россиянами надо договариваться — кнутом, пряником, или их сочетанием в разных пропорциях.
Тут-то и оказывается незаменимым Роман Головченко, имеющий серьезный аппаратный вес. У Егорова тягаться с россиянами, как говорится, пока «кишка тонка». Для них он никто. Другое дело Головченко, много лет возглавлявший правительство, имеющий опыт, связи и репутацию. Таким образом, назначение экс-премьера главой Нацбанка убивает сразу двух зайцев: с одной стороны, необходимо было проявить уважение к главе правительства, который сумел не подвести в трудные времена. Просто отправить его послом даже во вполне себе респектабельную страну для оценки его заслуг было бы, пожалуй, маловато. С другой — грех не попытаться использовать его там, где он еще может принести ощутимую пользу. А именно — договориться с российскими банкирами о том, чтобы они таки вложились в беларусскую экономику. Егорову это не под силу. Зато он, как бывший председатель Банка Развития, знает техническую сторону вопроса и поможет шефу на этом поприще. Рулить банковскими делами будет он, Головченко же отводится иная роль — временами тарана, временами — увещевателя. В зависимости от конкретных структур и персон, с которыми предстоит вести переговоры.
Не факт, что Головченко удастся в полном объеме решить поставленные перед ним задачи. Но шансов на успех у него в любом случае больше, чем у кого-либо другого.
При этом можно допустить, что в Нацбанке Роман Головченко надолго не задержится. И после решения стоящих перед ним задач все же получит непыльную должность посла. А после него банк возглавит поднабравшийся недостающего пока аппаратного веса Егоров. Так что для одного из назначенцев этот этап карьеры может стать эффектным финальным аккордом, для другого — эффективным карьерным ускорителем. Если, конечно, российские банкиры, имеющие собственный аппаратный вес и возможности, не пресекут на корню амбициозные попытки беларусских властей заставить их поделиться.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news