Размещение ядерного оружия: идеальный инструмент Лукашенко для шантажа Запада

С помощью ядерного оружия Лукашенко может получить рычаг для шантажа Запада

«Если бы у нас было это ядерное оружие, они бы с нами так не разговаривали». Это слова Александра Лукашенко, сказанные им в феврале этого года, в интервью иностранным журналистам. В брошенной мимоходом фразе и кроется ключ к решению разместить в нашей стране тактическое ядерное оружие. Во всей этой истории беларусский правитель – вовсе не жертва российских козней. Лукашенко давно стремился заполучить в свои руки ядерную дубину. И теперь он стал гораздо ближе к поставленной цели.

Долгая дорога к ядерному оружию

Решение разместить в Беларуси тактическое ядерное оружие не было спонтанным. Заявления Путина о том, что поводом для этого послужили намерения Великобритании поставлять в Украину снаряды с обедненным ураном – не более чем неуклюжий предлог. Вопрос с размещением в нашей стране ЯО стоял на повестке дня как минимум на протяжении последних полутора лет.

В ноябре 2021 года в интервью российскому пропагандисту Дмитрию Киселеву Лукашенко объявил, что предложит Путину «вернуть ядерное оружие в Беларусь». Вопрос этот, очевидно, задавался не случайно. И ответ на него был заготовлен заранее. Похоже, накануне начала российско-украинской войны Кремль и официальный Минск уже продумывали пути для дальнейшей эскалации в случае необходимости.

Спустя месяц был опубликован проект изменений в Конституцию Беларуси. Документ предполагал исключить из Основного закона принципы нейтралитета и неразмещения ядерного оружия. Это еще одно свидетельство того, что подготовка к размещению в нашей стране ЯО велась давно. 15 марта прошлого года в силу вступила новая Конституция, безъядерный статус нашей страны был из нее исключен. Теперь уже ничто не мешало России разместить в Беларуси ядерное оружие.

«Плач Ярославны» по ЯО

Александр Лукашенко с самого начала своего правления неоднократно с сожалением вспоминал о том, что Беларусь добровольно отказалось от ядерного потенциала, оставшегося на территории нашей страны после распада СССР.

«Мы отдали ядерное оружие, мы потеряли огромные деньги. Я не говорю о политических издержках» – рассуждал он в октябре 2003 года.

В апреле 2010 года Лукашенко называл отказ от ЯО «жесточайшей ошибкой». «Считаю, что вывод из Беларуси ядерного оружия на тех условиях, как это было осуществлено нашими националистами, было жесточайшей ошибкой», – заявлял он.

И на встрече с российскими журналистами в октябре 2014 года Лукашенко отмечал: «я сожалею очень об этом, – когда я вывел ядерное оружие из Беларуси».

И вот накануне начала войны у Лукашенко появился реальный шанс воспользоваться ситуацией и вернуть себе ядерное оружие. Для этого он приложил немало усилий. Например, продвигал версии о размещении Соединенными Штатами ядерного оружия в  Польше. Рассуждал о «конфронтационной политике соседей» и просил Путина помочь «приспособить наши самолёты» под ядерные заряды. Как стало известно из заявления Путина, десять таких самолетов уже переоборудованы. Есть на вооружении беларусской армии и комплекс «Искандер», который, по словам российского президента, «тоже может быть носителем».

Кстати, никакого американского ядерного оружия в Польше не было и нет. Тот же Путин на днях пояснил, в каких странах НАТО размещено тактическое ядерное оружие США: «В шести государствах — это Федеративная Республика Германия, Турция, Нидерланды, Бельгия, Италия и Греция — ну, в Греции сейчас нет, но хранилище есть». Так что ни в одной стране НАТО, из числа вступивших в Альянс после 1997 года, ядерное оружие не появилось.

«Красные линии» Путина

Стратегия Кремля абсолютно ясна и направлена на дальнейшую эскалацию конфликта. Размещение тактического ядерного оружия в Беларуси – попытка надавить на США и их союзников, заставить их пойти на уступки по Украине. Еще один инструмент для шантажа – напомним, что  в конце февраля Москва объявила о приостановке своего участия в Договоре о стратегических наступательных вооружениях (ДСНВ). Повышение ставок – путинский стиль: он намеренно переходит «красные линии», чтобы вынудить считаться с собой и со своими требованиями.

Стремление Путина к росту конфронтации оказалось так велико, что он проигнорировал подписанное всего неделю назад во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Москву «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики об углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия, вступающих в новую эпоху». В этом документе стороны подчеркивали, что «все ядерные державы не должны размещать ядерное оружие за пределами национальных территорий и должны вывести все размещенное за рубежом ядерное оружие». Этот шаг может иметь последствия для Кремля. МИД Китая уже напомнил о совместном заявлении пяти постоянных членов Совета Безопасности ООН о предотвращении ядерной войны и недопущении гонки вооружений от 3 января 2022 года. Но даже демарш в отношении Китая не остановил Путина, что ярко демонстрирует страх хозяина Кремля потерпеть поражение в войне и вынуждает его идти на опрометчивые шаги.

Мишень на лоб или долгожданный козырь?

А в чем выгода для Александра Лукашенко? Некоторые аналитики поспешили заявить, что этим решением официальный Минск поддался российскому давлению, приклеив тем самым мишень себе на лоб и став целью для НАТО. Но это не совсем так. Впору говорить не о российском давлении, а о совместном желании разместить ЯО в нашей стране. Владимир Путин прямо заявил: «Александр Григорьевич Лукашенко давно ставит вопрос о том, чтобы разместить на территории Беларуси российское тактическое ядерное оружие».

Похоже, Лукашенко изо всех сил продвигал решение задачи с размещением ТЯО, видя в этом гарантии собственной безопасности.

Россия заявила о планах к 1 июля 2023 года завершить строительство в Беларуси специального хранилища для тактических ядерных боеприпасов. Кремль утверждает, что контроль над ТЯО будет осуществлять российская сторона, поэтому международные обязательства по нераспространению ядерного оружия не нарушены.

Допустим, так и произойдет. Контроль за оружием на этом этапе останется за Россией. Но как будет развиваться ситуация в будущем? Например, в случае поражения Москвы в войне? В случае смерти или свержения Путина? И возникшего после этих потрясений хаоса в РФ?

А ТЯО остается в Беларуси. Тут самое время забрать его под свой контроль, мотивируя необходимость такого шага российским кризисом и неспособностью Москвы осуществлять эффективный контроль. И вывезти боеприпасы с территории Беларуси Лукашенко может так просто уже не позволить. В результате в его руках появляется козырь для торга. Тот самый, на отсутствие которого так сетовал беларусский правитель: «если бы у нас было это ядерное оружие, они бы с нами так не разговаривали».

Официальный Минск может заполучить мощный рычаг для шантажа. И Запад в этой ситуации вынужден будет вести разговор с Лукашенко с учетом находящегося на контролируемой им территории ТЯО. Что существенно повлияет на его возможности диктовать условия беларусскому правителю. Зато позволяет ему выставлять собственные требования, с которыми, в случае наличия в Беларуси ядерного оружия, волей-неволей придется считаться, поскольку риск возможного нового конфликта в Европе, да еще и с применением тактического ядерного оружия – совсем плохой вариант для Запада.

Поэтому не стоит рассматривать Лукашенко как жертву российских козней, вынужденную под давлением пойти на непопулярный шаг и разрешить размещать ТЯО в Беларуси. Шаг действительно непопулярный, ведь в июне 2022 года только 20% беларусов отнеслись к возможности размещения ЯО в нашей стране положительно или скорее положительно. Но что значит для Лукашенко общественное мнение? Что значат европейские угрозы ввести новые санкции в сравнении с ядерной дубиной, которая может оказаться в его руках? Которая способна стать лучшей гарантией неприкосновенности и личной безопасности? А после новостей о выдаче Международным уголовным судом в Гааге ордера на арест Владимира Путина, тактическое ядерное оружие и вовсе становится страховкой от того, чтобы избежать неприятных перспектив для себя в недалеком будущем. Лукашенко в этой истории, очевидно, видит себя не жертвой, а счастливчиком, которому удалось поймать удачу за хвост.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.