Польские СМИ написали в пятницу о трагическом происшествии во Вроцлаве. Якобы в одной из частных клиник города умер пациент, потому что врачи из Беларуси и Украины не знали польского языка и не поняли его. «Радыё Свабода» выяснило, что это фейк.
Поводом для появления публикаций стал пост в Facebook польской депутатки Европарламента Эвы Заёнчковской.
«Персонал, состоявший из граждан Украины и Беларуси, не смог понять пациента и выяснить, что у него ранее был анафилактический шок. Ему ввели контрастное вещество, что привело к сильной аллергической реакции. Медики не знали, как оказать помощь и как вызвать скорую. Пациент умер…» — написала Заёнчковска, представляющая европессимистическую и антииммигрантскую коалицию «Конфедерация». Эта политическая сила требует изменить политику Польши, направленную на поддержку Украины и украинских беженцев.
Пост Заёнчковской стал очень популярным: на данный момент им поделились 3 тысячи раз. Подавляющее большинство из тысяч комментаторов возмущаются врачами-иммигрантами, которые не знают польского языка, и требуют их наказания. В том же тоне написана и оставшаяся часть поста Заёнчковской. Она возлагает ответственность на «патологическую политику легкого допуска иностранных врачей к работе в Польше» и требует, чтобы авторы таких правил шли «вон».
Заёнчковска ссылается на доктора Павла Врублевского, руководителя Нижнесилезской медицинской палаты. На прошлой неделе Врублевски дал интервью ютуб-каналу с 10 подписчиками. В нем он сказал следующее:
«Дело теперь в суде. Никто не говорит о том, что оно касается врачей из-за границы, поскольку это политически некорректно. Но это так».
Журналисты попытались связаться с Врублевским по телефону и по электронной почте. Но он не отвечал на запросы о деталях инцидента.
Сегодня в ряде крупных польских СМИ появились публикации со ссылкой на слова Врублевского, сказанные во время этого интервью. Ни в одной из статей нет никаких новых деталей, даты происшествия, названия клиники, цитат родственников жертвы или правоохранительных органов. Все тексты основаны исключительно на цитате Врублевского неизвестному ютуб-каналу.
Дело в пятницу пришлось комментировать даже прокуратуре во Вроцлаве. Она опровергла историю, представленную Врублевским и некоторыми польскими СМИ.
«Информация, содержащаяся в заявлении указанного лица, а затем в пресс-публикациях, ненадежна», — заявила в интервью изданию Konkret24 прокурор Каролина Штоцка-Мыцек, пресс-секретарь окружной прокуратуры Вроцлава. Трагическая смерть пациента от анафилактического шока действительно зафиксирована во Вроцлаве. Но это случилось 3 года назад, и беларусы с украинцами не имеют к ней никакого отношения.
Вроцлавская прокуратура ведёт расследование по факту неосторожного причинения смерти 49-летнему Доминику К. Он умер 24 января 2023 года в результате так называемой медицинской халатности.
Прокуратура заявляет, что информация, содержащаяся в словах Павла Врублевского и статьях прессы, «никоим образом не подтверждается фактами, установленными в ходе расследования, проведённого районной прокуратурой Вроцлава».
«Информация о том, что медицинский персонал указанной клиники не владел польским языком и что это привело к халатности, в результате которой погиб пациент, является ложной и может ввести в заблуждение читателей публикаций», — говорится в заявлении.
Польские журналисты также связались с Павлом Врублевским. Он утверждает, что журналист, с которым он говорил, неправильно его понял. Когда ему напомнили, что это его дословное высказывание, он сослался на то, что слышал версию о причастности иностранных врачей от адвоката. Он добавил, что не несёт ответственности за интерпретацию своих слов.
По версии прокуратуры, в действительности ситуация выглядела так:
«В ходе проверки было установлено, что 24 января 2023 года Доминик К. обратился в клинику во Вроцлаве для проведения МРТ брюшной полости с контрастом. Перед обследованием персонал клиники в присутствии врача провёл анкетирование и опрос пациента. Пациент не сообщал об аллергии или хронических заболеваниях. Обследование, проведённое без контраста, прошло нормально.
После введения 10 миллилитров контраста пациент почти сразу нажал кнопку экстренной помощи, сообщил о затруднённом дыхании и закашлялся. Через минуту он потерял сознание. Персонал клиники и врач немедленно начали реанимацию пациента. Всё это время техник поддерживал постоянную телефонную связь с диспетчером скорой помощи. Через некоторое время спасательная операция была продолжена бригадой скорой помощи. Несмотря на медицинское вмешательство, после транспортировки в больницу была констатирована смерть пациента».