Путин как ресурс: Лукашенко «продает» союзника

Главное
Иллюстративное изображение сгенерировано с помощью ИИ

После сегодняшних заявлений пресс-секретаря Кремля Дмитрия Пескова поездка Александра Лукашенко к Владимиру Путину на Валаам, казалось бы, окончательно утратила интригу: российскому лидеру требовалось дать ответ президенту США Дональду Трампу, выставившему Москве десятидневный ультиматум. Однако на повестке дня остается вопрос — каков интерес от участия в этом спектакле беларусского политика? И только ли об экономической выгоде идет речь?

Рупор Кремля

Песков заявил, что идея выступить с заявлениями с Валаама принадлежит непосредственно Путину. «Сакральная точка» на карте для ответа на ультиматум Трампа, похоже, тоже была выбрана не случайно. Как отметил Песков, Валаам — «важное место для нашей культуры, истории и веры». Вероятно, для Путина «валаамский ответ» имел и символическое значение.

По срокам совпадает тоже — 28 июля Трамп на встрече с премьер-министром Великобритании Киром Стармером заявил о намерении сократить выдвинутый России ультиматум о прекращении огня в Украине с пятидесяти дней до десяти-двенадцати. Ближе к вечеру того же дня было объявлено, что Александр Лукашенко планирует в ближайшее время встретиться с Владимиром Путиным. И уже 1 августа самолет беларусского политика вылетел в Санкт-Петербург.

Местом сбора в очередной раз стал Валаам. Лукашенко неоднократно встречался там с Путиным — и в 2019 году, и в 2023-м, и в 2024-м. Причем в последние годы встречи эти проходили в последних числах июля. Можно допустить, что они уже превратились в традицию, а нынешняя состоялась бы в любом случае, независимо от ультиматумов Трампа. Но лидер США сказал свое слово, а Путину надо было отвечать.

И Александр Лукашенко в очередной раз сыграл роль пресс-секретаря российского президента. Ключевым стало его заявление о том, что «так политика не делается». А Трампу следует лично подключаться к переговорам, а не выдвигать ультиматумы. Самому Путину подобные заявления делать не с руки, корона жмет. Так что мягко попенять Трампу за наглость было поручено Лукашенко. Быть «рупором Кремля» ему не впервой.

Сам же Путин сделал более жесткое заявление. По его словам, «произведен первый серийный комплекс «Орешника», первая серийная ракета – и она поступила в войска». Более того, «Орешник» будет размещен в Беларуси — как отметил Путин, и «беларусские военные специалисты, и российские – выбрали место для наших будущих позиций.  И сейчас идёт работа по их подготовке. Лукашенко, в свою очередь, подтвердил, заявив, что «в этом году мы в основном должны закончить эти процессы». Это очевидный шаг в направлении эскалации, на что не преминули обратить внимание эксперты Института изучения войны (ISW). По их мнению, такие заявления направлены на то, чтобы убедить Трампа отказаться от намерений закончить российско-украинскую войну путем давления на Москву.

Маркетинг по-лукашенковски

Постоянные летние встречи на Валааме наводят на мысль, что Лукашенко необходим Путину и для того, чтобы обсудить актуальные вопросы. Ознакомиться, так сказать, со сторонним взглядом. Возможно, где-то даже поспорить друг с другом, поскольку российский президент вполне может отдавать себе отчет в том, что его приближенные побоятся ему возражать и высказывать собственную точку зрения. Вряд ли Лукашенко способен повлиять на решения Путина о том, что именно президент РФ планирует делать. А вот на то, «как делать» — вполне. Беларусский политик может себе позволить быть хотя бы частично искренним с союзником. Так что цели и интересы Путина от таких встреч один на один в неформальной обстановке более-менее понятны.

Но не будем забывать, что свои интересы есть и у второго участника этого действа — у Александра Лукашенко. Кредиты и отсрочки по ним, средства на так называемые союзные программы, экономическая помощь от России в целом — лишь один из фрагментов общей картины.

Понятно, что Лукашенко использует встречи с Путиным для получения преференций. Три дня — немалый срок для того, чтобы не только подыграть политическому партнеру, но и убедить его в необходимости поддержать те или иные проекты. Не мытьем, так катаньем — даже якобы начиненный взрывчаткой беспилотник, как по заказу упавший в Минске накануне нынешнего визита к Путину, вполне может быть использован для достижения этой цели. Не зря же беларусский политик вспомнил о нем на Валааме. Логика проста —  Беларусь тоже несет издержки от войны, и их было бы неплохо как-то компенсировать.

Став в некотором смысле доверенным лицом Путина, Лукашенко получил прямой доступ к нему и возможность влиять на принятие хотя бы некоторых решений. Правда, добиться своего удается не всегда. К примеру, на прошлогодней встрече на Валааме Лукашенко обсуждал с Путиным новую формулу ценообразования на нефть. По словам беларусского политика, тогда ему удалось договориться «по всем проблемным вопросам».

В апреле, отправляя в Россию премьера Александра Турчина, Лукашенко заявлял, что Путин дал соответствующие поручения руководителю компании «Роснефть» Игорю Сечину. Но на дворе август, а нефтяной воз и поныне стоит на прежнем месте. Похоже, Сечин тоже имеет прямой доступ к президенту РФ. И способен убедить его не разбрасываться нефтью в условиях санкций и снижения цен.

Зато есть российские губернаторы, которые косяками ездят в Минск. Им Лукашенко тоже заявляет о том, что обо всем договорился с Путиным. Губернаторы не Сечин, они не побегут напрямую к Путину уточнять и перепроверять. Они берут под козырек и покупают беларусские товары. Такой вот маркетинг по-лукашенковски.

Заветные переговоры

Одна из главных задач Лукашенко, о которой мы неоднократно упоминали — попасть за стол переговоров по урегулированию российско-украинского конфликта. Беларусский политик повторяет это как рефрен. И близость к Путину повышает шансы на достижение цели.

Пока, судя по сказанному Лукашенко на Валааме, роль официального Минска сводится к организации обмена пленными и погибшими, которые проходят на беларусско-украинской границе. Но и это немаловажный первый шаг на пути к желаемому результату.

Дальше может стать больше. Лукашенко заявил, что Путин при необходимости подключит Беларусь к переговорам. А трехдневное общение один на один — неплохой способ узнать о настроениях хозяина Кремля и попытаться убедить его все-таки продавить участие режима в будущих переговорах. Возможно, даже выставить условие — сделать Минск переговорной площадкой. Не исключено, что в связи с проявляемой Россией несговорчивостью прочие стороны согласятся на это, лишь бы сдвинуть процесс с мертвой точки.

К тому же в определенной степени Лукашенко уже сегодня можно рассматривать как непосредственного участника «челночных переговоров» между РФ и США.

Продать, предать?

Тут самое время перейти к еще одной детали мозаики. У Лукашенко есть уникальная возможность «продавать» свою близость с Путиным. Ведь он практически единственный политик, имеющий доверительные отношения с президентом РФ, регулярно встречающийся и подолгу общающийся с ним. Он знает, или же может делать вид, что хорошо знает Путина, его взгляд на ситуацию, его цели и устремления.

Можно допустить, что именно этим в значительной степени, а, возможно, и в полной мере, обусловлено внимание нынешней администрации США к официальному Минску. С этим напрямую связан и визит в Беларусь спецпосланника президента США по Украине Кита Келлога. Вашингтону могут быть интересны не столько беларусская проблематика и сам Лукашенко, сколько мысли и планы Владимира Путина. О которых Лукашенко осведомлен гораздо лучше подавляющего большинства акторов. Это знание политик и продает американцам. Поэтому с ним говорят. А он этим пользуется.

Наивно было бы думать, что Путин ни о чем таком не догадывается. Поэтому стоит особо подчеркнуть — речь, по крайней мере, на данный момент, идет именно о «продавать», а не о «предавать». Поскольку нельзя исключать, что все это — совместная игра Москвы и Минска. И как раз поэтому Кремль выдал Лукашенко карт-бланш на «диалог» с США.

Этим может объясняться и то, что в минувшую пятницу в своей риторике на Валааме Лукашенко выглядел гораздо миролюбивее Путина, заявляя об опасности эскалации, о необходимости сесть за стол переговоров. Делалось это намеренно, чтобы ненароком не спугнуть противоположную сторону. Чтобы и впредь передавать посланникам президента США заранее согласованные с Путиным сведения. Путая, таким образом, оппонентам карты.

А это дорогого стоит. За участие в такой игре вполне можно рассчитывать на очень серьезные преференции. Трех дней один на один на Валааме вполне достаточно для того, чтобы продумать и расписать роль каждого в разыгрываемом спектакле.

Впрочем, вышесказанное не исключает, что параллельно Лукашенко может вести и собственную игру. Наводить мосты с представителями Трампа. На всякий случай. На «черный день», потому как кто знает, как дело повернется. Возможно, наступит момент, когда предать союзника с потрохами окажется гораздо более выгодным, чем дозировано выдавать на гора сведения о нем.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.news: Самое интересное»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.news

🔥 Поддержите Reform.news донатом!
REFORM.news (ранее REFORM.by)
Добавить комментарий

Внимание, премодерация. Если вы в Беларуси, не оставляйте комментарий без включенного VPN.

Последние новости