Приезд «смотрящего» и единая позиция по Украине

Главное
Фото: тг-канал «Пул Первого»

Сегодня Александр Лукашенко принял министра иностранных дел России Сергея Лаврова. На встрече со стороны беларусского правителя прозвучало несколько, казалось бы, взаимоисключающих заявлений. Но, судя по сказанному главой МИД РФ после завершения разговора тет-а-тет с Лукашенко, в итоге Лавров услышал то, ради чего прилетал в Минск.

Среди целей приезда Сергея Лаврова в Минск называлось участие в совместном заседании коллегий Министерств иностранных дел Беларуси и России. Заседание состоялось, но вряд ли именно это мероприятие было основной целью визита. Российский министр был принят Александром Лукашенко. И явно не для того, чтобы обсуждать «образцовые» отношения между дипломатическими ведомствами двух стран.

После разговора с беларусским правителем Сергей Лавров заявил, что Москва и Минск имеют единую позицию и цели по внешней ситуации вокруг Украины. Эти слова главы МИД РФ быстро подхватили и растиражировали российские СМИ. Однако из приведенных пресс-службой цитат Лукашенко трудно сделать столь однозначный вывод. Дословно сказанное на встрече с Лавровым звучало так:

«Все, что я обещал, все, что нужно для России в этот непростой период (что там для России… Для нас — для России и Беларуси), мы делаем. Думаю, Сергей Федорович вам подробнейшим образом об этом расскажет», — сказал Лукашенко, имея в виду главу беларусского МИДа Сергея Алейника.

Сказанное можно понимать и так: беларусские власти оказывают поддержку России, предоставляя территорию, материальные средства, обучая российских военных. Однако есть некая граница, переходить которую официальный Минск пока не стремится. Как раз поэтому с беларусской стороны в публичное пространство и не были вброшены однозначные заявления о «единых целях».

В этом же ключе можно рассматривать и фразу Лукашенко о его удивлении Украиной. Которая «пока держится» и «на провокации против Беларуси не идет». А раз Киев не идет на провокации, несмотря на то, что его «подталкивают наши западные соседи», то вроде как и аргументов для более масштабного участия в войне у Минска нет. Так что помогать России беларусский правитель готов, но, вероятно, до определенного предела.

Более того, Лукашенко заговорил о мире. «Слушал вашу пресс-конференцию. Слышал ваши все заявления накануне. Абсолютно их все поддерживаю. И при любых контактах, которые у нас случаются с Западом, другими, мы говорим о том, что Россия никогда не была против мира. Пожалуйста, давайте будем договариваться. Мы готовы в этом участвовать. Вы в этом не должны сомневаться. Если что-то надо с нашей стороны, и мы можем сделать (вы хорошо знаете, что мы можем сделать), скажите прямо, мы будем работать вместе, рука об руку», — сказал он.

Поддержка российской агрессии и разговоры о мирном урегулировании, на первый взгляд, выглядят взаимоисключающе. Но только на первый взгляд.

Вчера на пресс-конференции в Москве Сергей Лавров сказал, что «ни о каких переговорах мы не просили, но всегда говорили, что, если кто-то имеет интерес к переговорному решению, мы готовы выслушать». Кроме того, он много рассуждал о прямом участии Соединенных Штатов и НАТО в идущей войне, заявлял «о скорых похоронах ОБСЕ», о кризисе европейской системы безопасности и необходимости выстраивать новую, с учетом интересов России и Беларуси. Видимо, эти пассажи и понравились Лукашенко. Что до мирных переговоров с Украиной, то в понимании Москвы речь может идти лишь о мире на российских условиях. Сегодня пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков заявил, что «чем рaньше режим украинский проявит готовность учитывать требования России, которые будут дoстигнуты так или иначе, тем быстрее все закончится, и тем быстрее народ Украины приступит к восстановлению после той трагедии, котoрую киевский режим устроил». Собственно, в этом и заключается российский подход к «мирным инициативам». Ну а заместитель председателя Совбеза РФ Дмитрий Медведев и вовсе угрожает началом ядерной войны в случае проигрыша Россией обычной.

В сказанном Лукашенко о мире скорее просматривается его стремление поучаствовать в принятии решений. Попытаться обеспечить ситуацию, при которой какие-либо договоренности не будут заключены у него за спиной.

Потому как возможности официального Минска влиять на эти процессы ограничены. Кому, как не Сергею Лаврову, знать о количестве контактов, которые «случаются с Западом» у беларусской стороны. Согласно официальной информации, с начала года министр иностранных дел Беларуси Сергей Алейник провел телефонный разговор со своим венгерским коллегой Петером Сийярто и встретился с апостольским нунцием архиепископом Анте Йозичем. Все. Ремарка Лукашенко о том, что Лавров знает о беларусских возможностях, может касаться именно контактов с Ватиканом. В декабре прошлого года Йозич заявлял, что не исключает возможности проведения переговоров по войне в Украине при посредничестве Святого Престола в Минске. Но в сегодняшних реалиях такие переговоры крайне маловероятны, равно как и надежда на то, что украинские власти захотят рассматривать в качестве переговорной площадки Беларусь. Так что Лукашенко не остается ничего, кроме как просить Россию учесть его интересы.

В ответ Лавров передал Лукашенко привет от Путина. «Спасибо огромное за встречу. Прежде всего, привет от Владимира Владимировича», – так начал свой спич после монолога Лукашенко глава российского МИД. И тут возникло впечатление, что встреча эта была нужна не для обычного обмена любезностями в рамках дипломатического этикета. И переданный привет от российского президента упомянут не случайно. Лавров привез в Минск какое-то сообщение от Путина, прибыл в качестве «смотрящего». Чтобы прощупать настроения в беларусской столице. И обсудить важные вопросы, которые не стоит доверять даже правительственной связи.

И вопросы эти Лукашенко предпочел обсуждать с Лавровым один на один, даже без участия Сергея Алейника. По его словам, не потому, что от министра что-то скрывают, а потому, что темы эти находятся «за рамками наших сегодняшних официальных мероприятий». Понятно, что за закрытыми дверями обсуждалось то, ради чего Лавров, собственно, и прилетал в Беларусь. Можно предположить, что это могли быть вопросы интеграции или военная проблематика.

Но как раз после окончания встречи с Лукашенко Лавров и сделал заявление о том, что Москва и Минск имеют единую позицию и цели по внешней ситуации вокруг Украины. Так что можно предположить, что российский министр в итоге услышал то, что хотел услышать. И что хотел услышать его босс – Владимир Путин. Поэтому нельзя исключать, что границы пределов поддержки российской агрессии беларусскими властями после этой встречи несколько расширятся.

Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»

***

Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Последние новости


REFORM.news


Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: