Бизнесмен и член Совета Республики Валентин Байко попытался оспорить польские национальные санкции, введенные в отношении него в 2023 году. Они включали запрет на въезд в страны шенгенской зоны, а также заморозку активов. Соответствующее ходатайство поступило в МВДиА Польши в декабре прошлого года.
Решением министра внутренних дел и администрации, опубликованным 28 января, в удовлетворении ходатайства было отказано.
Как следует из опубликованного документа, Валентин Байко добивался отмены запрета на въезд в шенгенскую зону, который в соответствующую систему SIS II был внесен Польшей. Он настаивал на незаконности решения польской стороны, а также на том, что наложенные на него санкции были непропорциональными и дискриминирующими, что нарушает Европейскую конвенцию прав человека и другие нормативные акты. В ходатайстве также приводился аргумент, что Байко не представляет реальную угрозу для безопасности, так как не участвует в деятельности силовиков или обеспечении государственной безопасности. Кроме того, санкции нарушают его права на частную и профессиональную жизнь в связи с невозможностью передвижения в пределах Шенгенской зоны, что препятствует осуществлению профессиональной деятельности.
Рассмотрев ходатайство, министр внутренних дел и администрации принял решение отказать в его удовлетворении. В обосновании, в частности, указано, что в качестве члена Совета Республики Байко после 2020 года принимал участие в принятии законодательных актов «расширяющих полномочия беларусских силовиков и гарантирующих их безнаказанность, а также ограничивающих права граждан на публичные протесты и критику действий властей и доступ к негосударственным источникам информации».
«Более того, члены беларусского парламента участвовали в принятии правовых актов, легитимирующих более жесткую политику правительства в Минске в отношении исторических вопросов и деятельности национальных меньшинств, которые беларусский режим использовал, среди прочего, для дискредитации Польши и Литвы как государств, якобы стремившихся в прошлом к истреблению белорусской нации. Таким образом, парламентская деятельность Валентина Байко фактически превращается в реальные репрессии против беларусских граждан и польской общины в Беларуси», — говорится в решении МВДиА.
В нем также приводятся другие аргументы в поддержку позиции министра, включая наличие Байко в санкционных списках других стран.

