Чуть больше полутора лет остается до начала XXXIII летних Олимпийских игр в Париже, а вопрос об участии в них беларусских спортсменов все еще открыт. Правда, в последнее время их шансы отправиться во Францию существенно увеличились. И даже без прохождения «моральной квалификации» – похоже, достаточно окажется и спортивной.
Спортивные санкции в отношении Беларуси и России были введены Исполнительным советом Международного олимпийского комитета (МОК) в феврале этого года, сразу после начала российского вторжения в Украину. МОК рекомендовал не проводить в этих странах международные соревнования, запретить вывешивать их флаги или цвета на мероприятиях и призвал все олимпийские спортивные организации не приглашать на соревнования беларусских и российских спортсменов. Если же это невозможно сделать по организационным или юридическим причинам – допускать атлетов или команды из этих стран только в нейтральном статусе. То есть без указания страновой принадлежности.
Санкции поставили под вопрос участие спортсменов из нашей страны в предстоящих в 2024 году летних Олимпийских играх в Париже. Дело в том, что неучастие в международных соревнованиях не позволяет спортсменам квалифицироваться на ОИ. Иначе отобраться на Олимпиаду невозможно, так что ограничения МОК могли стать для беларусских спортсменов непреодолимым барьером.
И прошедший на прошлой неделе в Швейцарии саммит МОК продлил санкции в отношении Беларуси и России. Но вот по поводу участия в соревнованиях беларусских и российских спортсменов в Олимпийском движении развернулась жаркая дискуссия.
Как сообщается в итоговом пресс-релизе саммита, МОК заявляет, что Олимпийскому движению пришлось пойти на ограничительные меры, поскольку «некоторые правительства решали и до сих пор решают, какие спортсмены могут участвовать в международных соревнованиях, а какие нет». Еще одной причиной стало то, что «в некоторых странах уже нельзя было гарантировать безопасность спортсменов из России и Беларуси». В то же время, организация признает, что, принимая санкции, выступает против собственной объединительной миссии, поскольку ей «пришлось запретить спортсменам участвовать только из-за их паспорта».
Возникла дилемма, которую спортивным функционерам надо как-то решать. С одной стороны, ими декларируется политическая нейтральность спорта и объединяющая сила олимпийского движения. Об этом не устают говорить и политики. Вот и МОК цитирует заявление Эммануэля Макрона, президента Франции, принимающей будущие Олимпийские игры: «Спорт не должен быть политизирован. Такие крупные мероприятия призваны позволить спортсменам из всех стран, включая даже те, что находятся в состоянии войны, реализовать себя». И высказывание председателя 77-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Чабы Кёрёши: «Я призываю все государства-члены сохранять объединяющий дух спорта и олимпийского движения. Для мира лучше, если страны соревнуются на полях спорта, чем на полях сражений».
С другой стороны, за красивыми фразами не скроешь реальность: российско-украинская война продолжается. Просто взять и проигнорировать вызывающее поведение агрессора и его союзника МОК может и хотел бы, да не может себе позволить. Приходится искать выход из непростого положения. При этом откладывать решение проблемы уже некуда, поскольку весной начинаются те самые отборочные соревнования для ОИ-2024, без участия в них спортсменам невозможно отобраться на Олимпиаду.
Возможно, вводя санкции, спортивные функционеры рассчитывали, что война не продлится так долго. И к предстоящей Олимпиаде как-нибудь, да закончится. Но по мере затягивания конфликта президент МОК Томас Бах все чаще выражал обеспокоенность тем, что введенные запреты несправедливо наказывают спортсменов, которые не имеют никакого отношения к войне, пишет The Washington Post. Теперь Бах заговорил о «поисках путей для вовлечения» в Олимпийское движение спортсменов из Беларуси и России. По информации издания, идея о допуске российских и беларусских спортсменов к Парижским Играм обсуждалась и на заседании Исполнительного совета МОК, и на швейцарском Олимпийском саммите. Конкретных решений принято не было, но участники мероприятия настояли на том, чтобы МОК начал переговоры об этом с лидерами олимпийских комитетов всех стран и отдельными спортивными организациями.
Не будем сбрасывать со счетов и возможные попытки России повлиять на позиции правительств ряда стран и их Национальных олимпийских комитетов. Но вполне вероятно и другое объяснение. Спорт в последнее время часто обвиняют в излишней коммерциализации. Похоже, руководство МОК решило опровергнуть этот тезис. А заодно подзаработать важные политические очки на миротворчестве. Тут быстро сориентировались и поняли, что желание продемонстрировать объединяющую силу Игр принесет больше моральных дивидендов, чем наказание провинившихся. Да и раскола в Олимпийском движении руководству МОК хотелось бы избежать. Значит, самое время искать компромиссы.
Из пресс-релиза по итогам саммита МОК можно сделать вывод, что многие Национальные олимпийские комитеты склоняются к компромиссному варианту – смягчить санкции, не отменяя их целиком. В ходе прений президент Олимпийского совета Азии (ОСА) шейх Кувейта Ахмад Аль-Фахад Аль-Сабах предложил облегчить участие спортсменов из России и Беларуси в соревнованиях в регионе, соблюдая при этом действующие санкции. Звучали также и предложения предоставить возможность каждой Международной спортивной федерации оценить, сохраняются ли еще поводы для санкций в конкретном виде спорта. Эти идеи и взяли за основу.
На уровне федераций послабления для беларусских и российских спортсменов уже заметны. Так, теннисистов допустили к участию в турнире Australian Open – на него заявлены Арина Соболенко, Виктория Азаренко и Александра Соснович. При этом в заявочном списке у спортсменов из Беларуси и России не указана страна, которую они представляют. Всемирный боксерский совет (WBC) вернул в рейтинги беларусских и российских боксеров. Но не без условий: «Решено, что любой боец, высказывающийся в пользу войны или вовлеченный в нее, будет немедленно удален».
Как заявила глава Олимпийского комитета США Сюзанна Лайонс, Соединенные Штаты тоже выступают за то, чтобы разрешить беларусским и российским спортсменам участвовать в Олимпийских играх в Париже. Но не под флагами своих стран. По словам Лайонс, их участие необходимо для сохранения олимпийских идеалов, несмотря на нежелательные или даже насильственные действия их правительств.
Судя по всему, где-то в этих рамках и будет найден искомый компромисс. Беларусов и россиян допустят к квалификационным соревнованиям и к участию в ОИ. Но с ограничениями: нейтральный статус спортсменов и команд, отсутствие национальных флагов и гимнов. По всей видимости, останутся за бортом спортивного праздника и официальные делегации НОК Беларуси и России.
Впрочем, большинству беларусских спортсменов, которые выступили против репрессий и были вынуждены уехать из страны, подобный компромисс поучаствовать в Играх не позволит. Многие из них не успели или не захотели менять спортивное гражданство, а, значит, не смогут участвовать в квалификациях. Им просто не под чьей эгидой выступать. По словам представителей Беларусского фонда спортивной солидарности (БФСС), МОК еще в 2020 году выражал готовность помочь беларусским спортсменам, пострадавшим из-за своей позиции, с допуском на олимпиаду вне заявки НОК Беларуси. Однако с тех пор ни о каких подвижках в этом направлении не сообщалось.
Значит, решение об участии беларусских спортсменов в ОИ-2024 снова будет приниматься на уровне беларусских НОК и Минспорта. И «нежелательные» спортсмены на Олимпиаду не поедут. Таким образом, идя на компромиссы, МОК ставит крест на собственной установке о недопустимости ситуации, при которой «некоторые правительства решали и до сих пор решают, какие спортсмены могут участвовать в международных соревнованиях, а какие нет». Это условие приносится в жертву «объединяющей силе олимпийского движения». Видимость единства, очевидно, важнее.
Говоря о возможности участия беларусских и российских спортсменов в Олимпийских Играх – 2024, Беларусский фонд спортивной солидарности предлагает допускать их туда только при соблюдении ряда условий. А именно: нейтральный статус, публичное осуждение действий российского и беларусского режимов в отношении войны и политических репрессий, присоединение к антивоенной декларации спортсменов, отсутствие поддержки со стороны государства и запрета на допуск официальных представителей, спортивных функционеров, а также представителей пропаганды двух стран на мероприятия.
Нейтральный статус и отсутствие функционеров МОК, скорее всего, обеспечит. А вот с остальными условиями наверняка возникнут проблемы. Хотя бы потому, что они требуют решения множества специфических организационных проблем. Так, по словам главы Олимпийского комитета США Сюзанны Лайонс, участники саммита МОК соглашались с тем, что участие в Играх должны принять те спортсмены, которые «активно не поддерживали конфликт». «Но я не знаю, как можно удостовериться, поддерживает спортсмен действия своего правительства или нет», – честно признала Лайонс.
В теории, конечно, можно все. Но на практике это потребует от МОК создание целых центров по мониторингу информации, которые будут проверять высказывания конкретных спортсменов. Собирать с них расписки. Вряд ли МОК на это пойдет. От участия в Играх, под давлением общественного мнения, возможно, отсеют совсем уж одиозных персонажей. Да и то не факт.
Доказать отсутствие или наличие поддержки со стороны государства в каждом отдельном случае тоже нереально, поскольку это требует проведения целой серии расследований. Все это долго, дорого и малоэффективно. Так что ждать учреждения такой вот «моральной квалификации» от чиновников МОК не приходится. Скорее всего, они ограничатся исключительно спортивной.
И если власти Беларуси и России согласятся на участие своих спортсменов в ОИ в нейтральном статусе, без флагов и гимнов, в чем тоже есть сомнения – беларусы и россияне смогут выступить в Париже. МОК к компромиссам готов. Он решил размахивать «флагом объединения», не особо задумываясь о том, приводит ли это к реальным результатам. Главное не объединить, а обзавестись имиджем объединителей. И пусть войны на время Игр теперь не останавливаются, но ведь спортивные функционеры к миру громогласно призывали. Было? Было. Ну и все.
Современный спорт – это, в первую очередь, политика. И ничего личного.
Подпишитесь на наш телеграм-канал «Reform.by :: Лонгриды»
***
Мнения и оценки автора могут не совпадать с мнением редакции Reform.by.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: