В Беларуси вышел на экраны кинотеатров американский фильм «Гражданская война» («Civil War», в кривом московитском переводе — «Падение империи»), который еще до своего появления на публике вызвал заметный ажиотаж. Фильм будет идти до 24 апреля.
Герои ленты действуют в фантастическом сеттинге начавшегося в США междоусобного конфликта, в котором войска восставших юго-западных штатов в итоге штурмуют Белый дом и убивают президента.
Как пропаганда Лукашенко, так и путинские специалисты по оболваниванию населения, немедленно увидели в этом фильме чуть ли ни пророчество о расколе в американской армии, развале США на отдельные штаты, крахе доллара и тому подобном.
О чем же фильм в действительности? Насколько он близок к нашей реальности?
Гражданская война в США — дубль 2
Да, естественно, произведению американского кинематографа, в котором повстанцы убивают президента в Белом доме, ракетами разносят половину Вашингтона, а по дорогам США бродят миллионы беженцев, в РФ не могли не выдать разрешение на прокат. Заметных побед в Украине у РФ нет, но верным путинцам хочется позлорадствовать хотя бы над виртуальным разгромом Америки.
Однако фильм по сути вообще не о гражданской войне. Нам вообще не рассказывают о ее социальных или политических причинах, отделываясь многозначительными намеками — вскользь упоминается, что у президента третий срок (сейчас по конституции США разрешены только 2 срока), и что он по какой-то причине расформировал Федеральное бюро расследований, разрешил удары дронами по американским гражданам (опять же неясно, после начала гражданской войны или нет) и враждебно относится к независимым журналистам.
Официальный трейлер фильма:
В общем, власть захватил диктатор, из-за чего ряд штатов открыто выступили против него с оружием в руках, а вооруженные силы раскололись.
Действие начинается в Нью-Йорке — кто его контролирует, тоже до конца не понятно. В городе происходят то теракты, то ракетные обстрелы. Между Нью-Йорком и Вашингтоном какая-то территория, где почему-то не действует никакая довоенная власть и почти никому не нужны американские доллары (в отличие от канадских). Зато активны разнообразные вооруженные группировки местных жителей, и каждый мелкий городок живет почти сам по себе.
Войска восставших штатов (Калифорнии и Техаса) быстро берут верх над войсками президента и штурмуют Вашингтон и Белый дом. Ненависть восставших к президенту так велика, что убивают сначала сотрудницу охраны, которая выходит договориться о гарантиях безопасности, а потом и самого взятого в плен президента.
О чем же фильм на самом деле, если не о войне?
Это фильм о журналистах, которые едут через охваченную, скорее, не войной, а безвластием территорию. О судьбе и смерти старых и опытных профессионалов и о взрослении молодой фотокорреспондентки, которая учится только фиксировать события на пленку, максимально эмоционально отрешаясь от участия в них.
Основную часть времени мы смотрим роуд-муви о четырех людях, которые едут по погруженной в анархию стране, попадая в различные переделки типа боев непонятно кого непонятно с кем, расстрелов пленных, встреч с нацистами, с беженцами или с просто активными вооруженными гражданами, пытающими предположительных мародеров.
То есть по сути фильм концентрируется не на причинах войны, а на ее последствиях — жестокости, разрухе, страхе, на постепенном отмирании чувств даже у журналистов, которые точно так же, как солдаты рядом продолжают стрелять, продолжают снимать, даже когда рядом гибнут их друзья.
«Когда начинаешь задавать себе вопросы, уже не остановишься. Поэтому мы не задаем. Мы снимаем, чтобы другие люди задавали. Хочешь быть журналистом? Вот это твоя работа», — говорит своей юной коллеге играющая многоопытную военную журналистку Кирстен Данст.
В этом смысле «Гражданская война» — фильм антивоенный.
Верю — не верю
Фильм кажется очень реалистичным с точки зрения человеческой психологии, но, мягко говоря, проседает, пытаясь показать реалии войны и журналистов на войне.
Вроде бы работавшие в горячих точках люди отправляются в многодневную поездку по территории, охваченной хаосом и экономическим кризисом, без запасов топлива и еды, в итоге напарываясь раз за разом на неприятности. Они не имеют в машине ни жгута, ни бинта, ни кровоостанавливающего, чтобы помочь раненому товарищу, да и не пытаются ему помочь — тот и умирает.
Военные действия также показаны так, как будто вся суть войны в перестрелке из автоматов и пулеметов на дистанциях от 10 до 200 метров. Ни мощных артиллерийских обстрелов, ни масштабных танковых боев, ни ударов ракетами или авиабомбами.
В итоге вроде бы эпический штурм Вашингтона повстанцами превращается во что-то подобное штурму военными заговорщиками президентского дворца Сальвадора Альенде в Чили в советских фильмах 1980-х годов. Проломили ограду танком в обреченном Белом доме, постреляли из автоматов — война закончена.
Или армия в итоге почти полностью отказалась поддерживать президента? Загадка.
Внутриполитическое заявление?
На обеих сторонах воюют люди разного расового происхождения. Калифорния — штат, в котором господствует склоняющаяся влево Демократическая партия, союзный ей Техас, наоборот, традиционный штат консерваторов-республиканцев. Вообще большинство восставших в фильме штатов на 2024 год — республиканские.
К какой партии принадлежит президент, не упоминается.
Позволим себе предположить, что если создатели фильма и намекали на кого-то конкретного, показывая президента-диктатора, то на Трампа, который не только враждебен Демпартии, но и не устраивает значительную часть республиканцев. Собственно, Трампа уже пытались обвинить в попытке незаконно захватить власть в январе 2021 года.
С другой стороны, можно вспомнить и о том, что демократа Джозефа Байдена штат Техас обвиняет в злостном невыполнении своего президентского долга в связи с нежеланием предотвращать массовую нелегальную иммиграцию из Мексики через границу Техаса.
В начале 2024 года это даже привело к уникальному в современной истории противостоянию между федеральными служащими и Национальной гвардией Техаса. Причем последней помочь своими нацгвардейцами пообещали губернаторы и других республиканских штатов. Хотя, конечно, до этой точки конфликт Техаса и Вашингтона дошел тогда, когда фильм был уже снят.
Сам режиссер фильма Алекс Гарланд говорит, что фильм является высказыванием не против правых или левых в политике, а против любого экстремизма.
А что тут интересно для беларусов?
Для нас в Беларуси это фильм и об опасностях жестокого гражданского конфликта, и о том, что диктатор в свободолюбивой стране плохо кончит — но чем раньше нация его отправит на свалку истории, тем меньше прольется крови.
Удар по диктатуре должен быть массированным, внезапным и решительным. Именно при этих условиях восставшие сокрушат диктатуру, не позволив ей начать продолжительную гражданскую войну.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: